Диагностика детско-родительских отношений

     Одной из информативных диагностических техник в выявлении родительской позиции является проективная методика «Родительское сочинение».

     Модифицированная методика в форме незаконченных предложений позволяет выявить особенности образа ребенка глазами родителя, особенности принятия ребенка родителем. С помощью этой методики возможно исследование многих аспектов отношения родителя к ребенку, восприятия и переживания родителем характера взаимодействия с ребенком.

     Методика позволяет получить описание родительского видения проблем и трудностей в развитии ребенка, выявить зоны конфликтности и общности в родительско-детском взаимодействии, определить особенности семейного воспитания, а также собрать анамнестическую информацию, отражающую историю развития ребенка. Кроме того, «Родительское сочинение», как и любая проективная методика, позволяет выявить личностные особенности самого родителя.

 

Методика «Родительское сочинение»

 

     Данная методика состоит из тридцати незавершенных предложений. Предложения разделены на одиннадцать шкал. На каждую шкалу приходится несколько незавершенных предложений.

     Родителю предоставляется бланк с незавершенными предложениями. Желательно, чтобы на странице бланка было расположено не более 10-15 незаконченных предложений с достаточным свободным местом для их завершения.

     Психолог предлагает завершить предложения наиболее подходящей для родителя фразой или несколькими фразами. Родитель может писать все, что он хочет, считает важным и нужным. На вопросы родителя об ожидаемом содержании и объеме текста психолог вновь повторяет инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов. Время написания сочинения не ограничивается. Сочинение может быть написано, как дома, так и во время психологического обследования.

 

Список незаконченных предложений

 

  1.  Когда я думаю о своем ребенке, то…
  2.  По сравнению с другими детьми его/ее возраста…
  3.  Я люблю, когда мой ребенок…
  4.  Я хотел(а) бы, чтобы…
  5.  Меня беспокоит в нем/ней…
  6.  Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания…
  7.  Я очень раздражаюсь, когда…
  8.  Когда он/она рос (ла)…
  9.  Моего ребенка интересует…
  10.  Мне приятно, когда мы с моим ребенком…
  11.  Скорее всего, он/она…
  12.  Когда мы с ним/ней бываем среди других детей…
  13.  Мне нравится в моем ребенке…
  14.  Я всегда мечтала о том, что…
  15.  Я боюсь, что…
  16.  Хотелось, чтобы он/она перестал(а)…
  17.  Мне не нравится в нем/ней…
  18.  Когда он/она был(а) маленьким(ой)…
  19.  Мой ребенок любит…
  20.  Мой ребенок и я…
  21.  Я всегда замечал(а)…
  22.  Самое главное в характере моего ребенка…
  23.  Мой ребенок силен в …
  24.  Я был(а) бы рад(а), если бы…
  25.  Мне бы не хотелось, чтобы…
  26.  Мой ребенок достаточно способен, чтобы…
  27.  Думаю, что ему/ей мешает…
  28.  Самое трудное, что пережил мой ребенок…
  29.  Он/она предпочитает…
  30.  Наши отношения с ребенком…

     Распределение незаконченных предложений по шкалам приведено ниже в таблице.

 

Обработка и интерпретация результатов

 

     Обработка и интерпретация данных осуществляется с помощью качественного и количественного анализа результатов обследования.

     Контент-анализ сочинения проводится путем выделения в высказываниях родителей определенных содержательных категорий. При анализе содержания высказываний необходимо учитывать их:

     – временную направленность – на прошлое, будущее, настоящее;

     – центрирование – на конкретном субъекте детско-родительского взаимодействия (родитель, ребенок) или процессе взаимодействия в целом;

     – эмоциональный знак – положительный, отрицательный, амбивалентный, нейтральный.

 

     Особенности родительской позиции выявляются по одиннадцати шкалам: «Открытая», «Сравнительная оценка ребенка», «Значимые характеристики ребенка», «Позитивные особенности ребенка», «Идеальные ожидания», «Возможные страхи, опасения», «Реальные требования», «Причины трудностей», «Анамнестические данные», «Интересы, предпочтения ребенка», «Ситуация «Мы-взаимодействия».

  1. «Открытая» шкала выявляет общий спектр проявлений особенностей родительской позиции с помощью ненаправленных незаконченных предложений. Результаты позволяют получить дополнительную информацию о переживаниях родителя, значимых характеристиках сложившегося образа ребенка у родителя.

     Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • – Когда я думаю о своем ребенке, то …
  • – Скорее всего, он/она …
  • – Я всегда замечал(а) …
  1. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.

     Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • – По сравнению с другими детьми его/ее возраста …
  • – Когда мы с ним/ней бываем среди других детей …
  1. Шкала «Значимые характеристики ребенка» позволяет выделить основные качества и свойства ребенка, являющиеся значимыми для родителя.

     Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • – Самое главное в характере моего ребенка …
  • – Мой ребенок силен в …
  1. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности тендерной идентичности.

     Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • – Я люблю, когда мой ребенок …
  • – Мне нравится в моем ребенке …
  1. Шкала «Идеальные ожидания» выявляет декларируемые или реальные цели и ценности родительского воспитания, восприятие перспектив развития ребенка и отношений с ним, предпочитаемые качества ребенка.

     Шкала включает в себя четыре незаконченных предложения:

  • – Я хотел (а) бы, чтобы …
  • – Я всегда мечтала о том, что …
  • – Я был (а) бы рад (а), если бы …
  • – Мой ребенок достаточно способен, чтобы …
  1. Шкала «Возможные страхи, опасения» выявляет зоны возможной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителя по отношению к ребенку и перспективам его развития. Позволяет выявить степень переживания родителем ответственности за возникающие трудные ситуации в жизни ребенка и возможные фрустрации в детско-родительских отношениях.

     Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • – Меня беспокоит в нем/ней …
  • – Я боюсь, что …
  • – Мне бы не хотелось, чтобы …
  1. Шкала «Реальные требования» выявляет особенности воспитательной позиции родителя, ее эффективность и ресурсы, особенности практики воспитательных воздействий родителя на поведение ребенка.

     Шкала включает в себя два незаконченных предложения:

  • – Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания …
  • – Хотелось, чтобы он/она перестал (а) …
  1. Шкала «Причины трудностей» выявляет не принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Шкала позволяет выявить конфликтные зоны во взаимоотношениях с ребенком.

     Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • – Я очень раздражаюсь, когда …
  • – Мне не нравится в нем/ней …
  • – Думаю, что ему/ей мешает …
  1. Шкала «Анамнестические данные» направлена на получение информации, позволяющей более полно реконструировать историю развития ребенка, выявить значимые события в генезисе развития ребенка и характер переживания родителем этих событий.

     Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • – Когда он/она рос (ла) …
  • – Когда он/она был (а) маленьким (ой) …
  • – Самое трудное, что пережил мой ребенок …
  1. Шкала «Интересы, предпочтения ребенка» позволяет понять особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, выявить сферу интересов ребенка «глазами родителя», особенности принятия Интересов и предпочтений ребенка родителем.

     Шкала включает в себя три незаконченных предложения:

  • – Моего ребенка интересует …
  • – Мой ребенок любит …
  • – Он/она предпочитает …
  1. Шкала «Ситуация «Мы-взаимодействия» позволяет определить зоны принятия ребенка в значимых для родителя сферах. Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
  • – Мне приятно, когда мы с моим ребенком …
  • – Мой ребенок и я …
  • – Наши отношения с ребенком …

                        Распределение незаконченных предложений по шкалам

шкалы

Название шкалы Номера предложений в сочинении
1.        «Открытая» шкала 1, 11, 21
2.        Сравнительная оценка ребенка 2, 12
3.        Значимые характеристики ребенка 22, 23
4.        Позитивные особенности ребенка 3, 13
5.        Идеальные ожидания 4, 14, 24, 26
6.        Возможные страхи, опасения 5, 15,25
7.        Реальные требования 6, 16
8.        Причины трудностей 7, 17, 27
9.        Анамнестические данные 8, 18, 28
10.    Интересы, предпочтения ребенка 9, 19, 29
11.    Ситуация «Мы-взаимодействия» 10, 20, 30

 

     Методика позволяет выделить определенные компоненты родительской позиции, включающие в себя образ ребенка, образ отношений в семье, образ самого родителя:

  1. Блок «Образ ребенка»: здоровье, физическое состояние; внешность; эмоциональные особенности; личностные качества; интеллектуальное развитие; гендерная идентификация; саморегуляция (энергетические и деятельностные характеристики); возрастной статус; предпочтения, интересы; отношения с окружающими (со сверстниками, взрослыми); достижения; перспективы, жизненные планы; анамнестические данные. Блок «Образ ребенка» включает в себя идеальный и реальный образы ребенка.
  2. Блок «Образ отношений в семье»: особенности позиции во взаимодействии, эмоциональный компонент отношения, совместная деятельность, принятие ребенка, воспитательная позиция (требования, запреты, санкции, контроль), ожидания.

     III. Блок «Я как родитель»: личностные качества, эмоциональное состояние, воспитательная компетентность, ожидания, факты биографии (развод, смена работы, болезнь и т.д.).

     Дополнительные сведения может дать количественный анализ результатов написания сочинения. Он становится возможен за счет применения субъективной шкалы оценок высказываний по критерию «принятие-отвержение» ребенка. Отношение родителя к ребенку может характеризоваться как безусловное принятие, условное принятие, амбивалентное отношение, индифферентное отношение, скрытое и явное отвержение.

     Диапазон шкалы оценок по критерию «принятие—отвержение»: от -3 баллов (явное отвержение) до +3 баллов (максимальное принятие).

     -3 балла приписывается высказываниям, в которых отражено явное непринятие особенностей ребенка (холодность, раздражение и т.п.), что характеризует отношение к ребенку по типу отвержения — высокий уровень отвержения;

     -2 балла приписывается высказываниям, характеризующим не столь явное, а скорее скрытое отвержение ребенка — средний уровень отвержения;

     -1 балл приписывается высказываниям со слабой выраженностью неудовлетворенности ребенком или отношениями с ним — низкий уровень отвержения;

     0 баллов приписывается нейтральным высказываниям, в которых приводятся конкретные сведения или факты без выраженного отношения к ним;

     +1 балл приписывается высказываниям, близким к нейтральным, но все же содержащим слабую выраженность позитивного отношения к ребенку — низкий уровень принятия;

     +2 балла приписывается высказываниям, отражающим позитивное отношение к ребенку — средний уровень принятия;

     +3 балла приписывается высказываниям, в которых отражено максимально позитивное отношение к ребенку, безусловное принятие тех его качеств и особенностей, о которых пишет родитель — высокий уровень принятия.

     По результатам суммирования баллов, приписываемых высказываниям, делаются выводы о характере отношения родителя к ребенку и возможных зонах неблагополучия во взаимодействии с ребенком.

     Выраженность отрицательного полюса говорит о высокой степени отвержения в исследуемой сфере отношений.

     Выраженность положительного полюса свидетельствует о том, что в рассматриваемой сфере родитель демонстрирует принятие ребенка.

Малишевская Я.В. – ведущий

специалист, методист отдела

психолого-методического

сопровождения

Начальник отдела         С.В. Кривотурова