«Особенности деструктивного поведения детей подросткового возраста»

         Проблема деструктивного поведения несовершеннолетних – одна из основных социально – психологических проблем современной науки.

         Как отмечают многие исследователи данного явления, деструкции проявляются именно в подростковом возрасте, так как именно он является одним из сложных периодов в жизни каждого человека.

         С каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением. Отклонения в поведении подростков не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, педагогов, общественность.

         Деструктивное поведение (лат. Destructio – «разрушаю»)- разрушительное поведение, отклоняющееся от социальных и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.

         Деструктивность неизбежно присутствует у каждого человека, однако обнаруживается, чаще всего в переломные периоды жизни. Особенно это относится к подросткам, так как сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой Я-концепции.

         Период взросления может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонение в поведении возникает как бы внезапно. Так у вполне благополучного подростка неожиданно для окружающих вдруг появляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию.

         Подростка, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты:

  • агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
  • склонность разрушать материальные предметы и вещи;
  • враждебность при общении;
  • желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
  • неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);
  • угроза жизни как чужой, так и собственной.

         Разрушающее поведение – своеобразная защитная реакция на окружающий мир, имеет связь с нарушениями деятельности нервной системы и в основном связано с детскими переживаниями и желанием почувствовать себя более комфортно.

         В группе риска находятся несовершеннолетние, которые растут в семье «повышенного риска». Таковыми являются: неполная семья, конфликтная семья, «асоциальная семья», формальная семья, «алкогольная семья», семья, в которой имеются душевнобольные родители. В таких семьях не создаются условия для полноценного развития личности подростка, им не хватает родительского внимания и поддержки.

         Чаще всего, деструктивным формам поведения подвержены подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей, с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, депрессивные подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями, а также девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты.

         Деструктивное поведение рассматривается как агрессивное, которое проявляется в действиях, базирующихся на агрессивности и направленные на причинении физического, морального или иного ущерба людям или другим объектам окружающего мира, сопряженные с насилием против них. Агрессивное поведение может быть направлено как на окружающих, так и на себя – аутодеструкция. Выделяют следующие типы деструктивной модели поведения несовершеннолетнего:

  • аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих веществ);
  • антисоциальный (противоправный);
  • фанатический (фанатическое влечения к чему-либо);
  • аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов);
  • суицидный (самодеструкция);
  • конформистский (приспособленчество);
  • нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность

к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему).

          Для эффективной работы по коррекции деструкций у подростка необходим комплекс целенаправленного психолого-педагогического воздействия. Решение данной проблемы будет более успешным при комплексном взаимодействии:

  • психолога;
  • социального педагога;
  • педагогов и классного руководителя;
  • родителей;
  • других значимых людей в социальном окружении подростка.

         Работа с подростком предполагает реализацию следующих направлений:

  • воспитание нравственно-правовой убежденности;
  • формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
  • развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой;
  • включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном подростком виде деятельности;
  • обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
  • организация психолого-педагогического влияния на мнение окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
  • предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т.д.);
  • способствование заполнению пробелов в знаниях.

        Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у подростка могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом.

 

Список использованной литературы

 

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб.пособие. – 2 изд., – СПб, Издательство Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
  2. Гребенщикова Л. Г. К вопросу изучения деструктивного поведения
    и предрасположенности к нему у несовершеннолетних// Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб. Реноме, 2011. — С. 40-43.
  3. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения/под ред. В.А. Никитина. -М.: ВЛАДОС, 1996. – 147 с.
  4. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации. / Социс. 2003. – №4.- С. 95-98.
  5. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.
  6. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска.// Социс. 2003. – №4. – С.42-50.
  7. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990. – 224 с.
  8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/А.Е. Личко. – 2-е изд. – Л.: Медицина, 1983. – 255 с.
  9. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2004. – 160с.
  10. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие/Л.С. Рычкова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 134 с.
  11. Сидоров Н.Р. Психология девиантного поведения: новый взгляд // Вестник практической психологии образования. 2008. №2. – С. 47 – 51.

 

Интернет-ресурсы

  1. https://vsegda-ryadom.ru/parents/material/kto-takie-deviantnie-deti
  2. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/179251-vidy-i-prichiny-destruktivnogo-povedenija
  3. https://cyberleninka.ru/article/n/riskovannoe-destruktivnoe-povedenie-podrostkov-i-usloviya-ego-formirovaniya
  4. https://xn--b1abfmcgfulqq8d.25.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/21958097
  5. https://minobraz.egov66.ru/site/section?id=342

Микаелян Г.Г. – ведущий специалист,

психолог консультативно-психологической

помощи по телефону

Начальник отдела

консультативно-психологической

помощи по телефону          Н.С. Белая