Диагностика способности к эмпатии

     Эмпатия (как сопереживание и сочувствие) является механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении. Она предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. Так же способствует идентификации (отождествлению) себя с человеком, находящимся в затруднительном положении, мысленной постановке себя на его место и оказанию на этой основе действенной помощи.

     Диагностика способности к эмпатии предназначена для определения уровня эмпатических тенденций. Опросник может использоваться специалистами психологами, как для самодиагностики черты личности – способности к эмпатии, так и в профессиональном и личностном консультировании.

Методика «Шкала эмоционального отклика»

 

     Инструкция.

     Прочитайте утверждения и, ориентируясь на то, как Вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие «+» или несогласие «–» с каждым из них.

 

Текст опросника

 

  1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко
  2. Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать
  3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства
  4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они себя сами жалеют
  5. Когда со мной кто-то рядом нервничает, я тоже начинаю нервничать
  6. Я считаю, что плакать от счастья глупо
  7. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей
  8. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств
  9. Я сильно волнуюсь, когда должен сообщить людям неприятное для них известие
  10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди
  11. Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными
  12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми
  13. Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно
  14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки
  15. По-моему, одинокие люди часто бывают недоброжелательными
  16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам расстраиваюсь
  17. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым
  18. Когда я читаю книгу (роман, повесть), то так переживаю, как будто то, о чем читаю, происходит на самом деле
  19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь
  20. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг волнуются
  21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему
  22. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут
  23. Чужой смех меня не заражает
  24. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет
  25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены
  26. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков
  27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных
  28. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге
  29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей
  30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение
  31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм
  32. Я могу оставаться равнодушным к любому волнению вокруг
  33. Маленькие дети плачут без причины

 

     Интерпретация.

 

Подсчёт сырых баллов

 

Каждое совпадение с ключом оценивается в один балл:

 

Ответ Номера утверждений
Согласен 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31.
Не согласен 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33.

 

Нормативные значения

 

Пол Уровень эмпатических тенденций
Высокий Средний Низкий Очень низкий
М 26 – 33 17 – 25 8 – 16 0 – 7
Ж 30 – 33 23 – 29 17 – 22 0 – 16

 

 

     Использование методики «Шкала эмоционального отклика» в контексте изучения качеств личности, является необходимым инструментом для изучения эмоциональной эмпатии. Как показали исследования, эмоциональная эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми. Развитие этого качества у клиентов поможет эффективно выстраивать как личные, так и профессиональные коммуникации, что позволяет успешно интегрироваться в современном обществе.

Малишевская Я.В. – ведущий

специалист, методист отдела

психолого-методического

сопровождения

Начальник отдела          С.В. Кривотурова