Чайлдфри, или жить для себя

     Изменения, происходящие на уровне семьи, невозможно рассматривать в отрыве от тех глобальных перемен, которые затрагивают общество в России и за рубежом. В настоящее время существует множество нетрадиционных форм семьи. Среди них  – добровольная бездетность («voluntary childlessness»). Ее отличие от бездетности, обусловленной медицинскими, ситуативными или какими-либо иными причинами, состоит в том, что пара (или один человек) принимает осознанное решение не заводить детей. Широко используется термин «чайлдфри» («childfree», дословный перевод с английского – «свободный от детей») – так называют тех, кто выбрал добровольную бездетность. Что же стоит за этим выбором?

     Многочисленные исследования позволили выяснить причины добровольной бездетности и ответить на вопрос, кто чаще всего становится чайлдфри, но они имеют свои ограничения – как правило, в них участвовало много женщин и недостаточно мужчин. Статистика показывает, что многие чайлдфри происходят из небольших семей и проживают в городских районах. Они имеют высшее образование, и построение карьеры – один из их основных приоритетов. Добровольно бездетные люди чаще всего не отличаются религиозностью. Женщины-чайлдфри отвергают традиционное разделение ролей на «мужские» и «женские», хотя это касается не всех из них.

     Что общего между мужчинами и женщинами-чайлдфри? И те, и другие придают большое значение общему качеству жизни, которое складывается из базового уровня экономической безопасности, наличия хорошего жилья и равноправия в отношениях. Добровольно бездетные люди, объясняя свой выбор, чаще всего приводят такие аргументы, как свобода от ответственности по уходу за детьми, большие возможности для самореализации, открытость спонтанным изменениям в жизни, большая удовлетворенность супружескими отношениями, карьера (особенно это значимо для женщин), финансовое благополучие, общая неприязнь к детям, сомнения в своих родительских способностях, физические аспекты родов и восстановления после них, а также собственный негативный детский опыт. Озвучиваются также такие глобальные мотивы, как опасения по поводу роста населения, экологические проблемы и трудности воспитания детей в неблагоприятных условиях современного мира. Вопреки распространенному мнению, не все чайлдфри испытывают к детям неприязнь. Некоторые к ним равнодушны, другие с удовольствием общаются с чужими детьми, но не собираются заводить своих.

     Отношение общества к чайлдфри нельзя назвать доброжелательным – большинству из них, так или иначе приходилось сталкиваться с негативными оценками и жесткой критикой своей позиции. Стереотипы о добровольно бездетных людях мало изменились за последние пятьдесят лет и, как правило, носят отрицательный характер. Так, их нередко описывают как эгоистичных и незрелых, безответственных индивидуалистов и материалистов, подчеркивая, что их карьерные успехи и финансовая состоятельность достигаются путем отказа от «самого важного». Особенно сильное давление испытывают женщины, и некоторым из них приходится даже заявлять о своем «бесплодии» или оправдываться тем, что они лишь временно отложили появление ребенка. В крайних случаях о чайлдфри говорят как о девиации, глубоком отклонении от нормы.

     Тем не менее, тенденция такова, что рождение и воспитание детей перестает расцениваться как свидетельство ценности и зрелости личности и из обязанности переходит в категорию личного выбора. Планируя собственную жизнь и, в частности, раздумывая о том, заводить детей или нет, многие люди оказываются под мощнейшим давлением социальных и культурных норм, а также своего ближайшего окружения. Они могут сталкиваться и с внутренним конфликтом, не до конца понимая собственные цели, ценности и потребности. Большое значение играет и негативный опыт, полученный в родительской семье, которая может выступать источником психологической травматизации. Хотя с психологической точки зрения добровольная бездетность ничем не хуже родительства, важно, чтобы за ней стоял осознанный выбор, принятие ответственности за свое решение и внутреннее согласие с ним без переживания мучительных сомнений.

     Как и все люди, некоторые чайлдфри могут нуждаться в помощи психолога, причем тревожащие их проблемы далеко не всегда ограничиваются вопросами деторождения. Тем не менее, даже среди специалистов негативные стереотипы о чайлдфри все еще широко распространены. Основную задачу психологической работы с добровольно бездетными людьми можно определить как содействие их собственному выбору, свободному от навязанных стереотипов и основанному на осознании собственных потребностей. Есть множество техник, которые специалисты могут использовать, чтобы помочь своим клиентам сфокусироваться на своем будущем и выстроить траекторию жизни, а также принять значимое решение. Среди них – многочисленные модификации методик, основанных на представлении своего будущего в различных его вариантах. Например, упражнение «Пять лет спустя», которое одинаково подходит как подросткам, так и взрослым. Для его выполнения необходимо представить, что прошло пять лет, и задуматься, как должна выглядеть ваша жизнь, а затем ответить на следующие вопросы:

  1. Где вы хотите жить?
  2. Как вы хотите проводить большую часть своего времени?
  3. Сколько денег вы хотите зарабатывать?
  4. Кого вы хотите видеть рядом с собой в качестве самого близкого человека?
  5. Чем вы будете заниматься в обычные дни?
  6. Чем вы будете заниматься для собственного удовольствия?
  7. От чего вы будете зависеть в вашей жизни?
  8. Что будет наиболее важным в вашей жизни?
  9. В чем будет заключаться главное отличие от вашей сегодняшней жизни?
  10. В чем будет заключаться главная цель на будущее?

 

     Результатом выполнения этого упражнения может стать более осознанный взгляд на свое будущее, лучшее понимание того, что для вас по-настоящему важно, а что – вторично, осознание тех ценностей, на основе которых вы планируете выстраивать свою дальнейшую жизнь, или же их переоценка. Конечно, его можно использовать не только тогда, когда вы задаетесь вопросами о месте и роли родительства в вашей жизни, но и в иные моменты, связанные с построением траектории жизни в условиях неопределенности и внутренних сомнений.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Gilla S. Voluntary childlessness: A critical review of the literature //
  2. Studies in the Maternal. 2014. Vol. 6(1). 1–15.
  3. Ланцбург М.Е. Родительство в современном мире – новые тренды [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 62–66.
  4. Снегирева Т.В. «Добровольно бездетная» семья глазами семейного психолога // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 3. С. 99–109.
  5. Полутова М.А., Жанбаз О.О. Ценностные и мотивационные установки сообщества «Чайлдфри» с позиций постмодернизма // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. № 1(116). С. 89–100.
  6. Фопель К. Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество  /  К. Фопель – «Интермедиатор»,  2006 –(На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами). 114 c.

Малюкова Д.А. – ведущий

специалист, психолог

отдела консультативно-

психологической

помощи по телефону

 

Начальник отдела консультативно-

психологической помощи по телефону          Н.С. Белая