Конвергентное и дивергентное мышление

     Мышление – это наивысшая ступень человеческого сознания, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, накапливать опыт, формировать представление о предметах и явлениях. Мышление представляет собой внутреннюю систему, способную моделировать закономерности окружающего мира, прогнозировать варианты развития событий, анализировать происходящее и аккумулировать своеобразные истины. Чтобы сделать умственную работу эффективной, необходимо разобраться в тонкостях мышления.

     В психологии имеются несколько моделей, которые могут помочь построить собственную матрицу творческого мышления. Рассмотрим теорию о типах мышления американского психолога Джоя Гилфорда. В неё входит описание двух типов обработки информации – продуктивное конвергентное мышление и творческое дивергентное.

     Конвергентное (от лат. соnvergere «схождение») – направлено на поиск одного решения задачи. Люди с конвергентным мышлением, считают, что существует только единственно правильное решение. Они пытаются использовать имеющиеся знания и логические рассуждения, чтобы найти это решение.

     Дивергентное (от лат. divergere «расхождение») – имеет множественную направленность поисков подходящих ответов к задаче. Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведенным из долговременной памяти. Процесс познания происходит, когда человек воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.

    В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов, что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).

     Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи. Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.

     Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.

     Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложиться на отдельные компоненты.

     Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики – цвет, форму, плотность, местоположение.

     Другой вид познавательных единиц – это символы. Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр, которые образуют числовые и буквенные системы.

     Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.

     И третий вид – это смысл. Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу (графическому или аналогии с конкретным).

     Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза. В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии человека – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.

     Дивергентное мышление имеет четыре основных характеристики:

     беглость – способность быстро формулировать несколько идей и решений;

     гибкость – способность одновременно обдумывать различные способы решения проблемы;

     самобытность – способность формулировать идеи, которые не приходят в голову другим;

     проработка – способность не только обдумывать детали идеи, но и находить ее воплощение.

     Дивергентное мышление (творческое) можно развивать.

     Именно этим соображением руководствовался американский инженер Алан Осборн, когда предложил использовать для решения неординарных задач свою знаменитую технику «мозгового штурма». Поиск и генерирование решений только с виду кажутся творческой работой и интересным занятием. На самом же деле, это тяжелый труд, где подходящий вариант появляется лишь после того, как предложено несколько идей. Первые идеи, которые приходят в голову, как правило, не несут в себе никакого полезного потенциала, а последующие, являются творческими. Развитие конвергентного и дивергентного мышления используют не только в технике «мозгового штурма», но и в любой инновационной технологии: арт-терапии и ее разновидностях; нейробике; нейрографике; инфографике; soft skills и др.

     Советы психолога.

     Чаще задействуйте правое полушарие мозга. Левая сторона мозга отвечает за логику, аналитические способности и контроль, тогда как правое полушарие служит источником творчества, интуиции и проявления эмоций. Оба типа мышления и конвергентное, и дивергентное играют важную роль в процессе поиска решений. Такой дуализм позволяет добиться наилучших результатов практически в любой деятельности.

Список литературы

  1. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12.
  2. Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками: монография. – М.: Издательство Перо, 2015.
  3. Кулюткин Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников- СПб.: Питер, 2017.

Ведущий специалист, методист отдела повышения квалификации

Семеютина Светлана Алексеевна