Эмоциональный интеллект, как основа гармоничного развития ребенка

     

Мы живём в социуме, в тесном контакте друг с другом. Наше 

благополучие, удовлетворенность отношениями с другими людьми, успех в коллективе – зависят от умения понимать то, что мы чувствуем, и выражать это конструктивным способом.

     Умственный интеллект – это базовая способность человека анализировать информацию, делать выводы и принимать решения (умение хорошо считать, писать и т.д.).

     Эмоциональный интеллект – это способность человека понимать переживания, эмоции, намерения, мотивацию и желания: как свои собственные, так и других людей, а также уметь управлять ими.

     Эмоциональный интеллект условно делят на 4 компонента

     Восприятие – способность определять собственные эмоции и эмоции других людей по выражению лица, голосу, жестам, мимике и т.д.

     Понимание – установление причинно-следственных связей между эмоцией и событием, вызвавшим ее.

     Управление – умение контролировать собственные эмоции, а также выбирать адекватную линию поведения в соответствии с состоянием собеседника.

     Стимулирование мышления – способность направлять эмоции и чувства в нужное русло (творчество, спортивные достижения и т.д.).

     Эмоциональная компетентность играет решающую роль в успешной социализации и адаптации, а именно:

     развивает коммуникативные навыки ребенка, способствует установлению дружеских отношений;

     позволяет контролировать свои эмоции и сознательно влиять на них;

     обучает разбираться в людях – распознавать хорошие и плохие качества характера других людей;

     повышает продуктивность в учебе, помогает без страха устанавливать контакты с учителями;

     укрепляет лидерские качества ребенка, уверенность в себе и своих силах;

     позволяет оперативно ориентироваться в критических ситуациях, мыслить быстро и здраво;

     способствует пониманию своих чувств и желаний, и, как следствие, выбирать занятия и интересы по душе.

     Развивать у детей эмоциональный интеллект помогает родительская отзывчивость.

     Основная цель взрослого – научить ребенка жить в гармонии с собой, принимать в себе весь спектр чувств: любовь, радость, гордость, зависть, ревность, злость, страх. И не нужно делить эмоции на плохие и хорошие, ведь все они имеют место быть в душе человека.

     Родитель для ребенка – модель подражания. Когда ребенок наблюдает за взрослым, он начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами. Ему нужно видеть взрослого не только радостным и счастливым, но и уставшего, расстроенного, иногда разозленного, иными словами – естественного. Поэтому для родителя важно в первую очередь не бояться быть «настоящим», чтобы ребенок мог признать самого себя со всеми слабостями и особенностями.

     Разговаривайте с ребёнком, читайте ему или вместе с ним книги. Пополняйте его словарный запас новыми словами, которые отображают суть эмоций. Ребёнок не всегда может понять то, что он чувствует. Кроме того, ему часто просто не хватает слов, чтобы описать внутренние переживания.

     Обсуждайте сказки и мультфильмы, интересуйтесь мнением ребенка, почему герои поступили определенным образом, кто прав, как нужно было поступить? Спрашивайте, как бы он поступил, чтобы он мог посоветовать герою?

     Озвучивайте собственные эмоции. Когда мы проговариваем свои эмоции, детям легче понять, что мы чувствуем. Комментируя поступок ребенка, говорите не только о самом поступке, но и о тех эмоциях, которые он вызвал: «Ты поступил некрасиво, меня это огорчило» или «Я злюсь на тебя, за то, что ты это сделал».

     Обучайте распознавать и понимать эмоции других людей по мимике, голосу, движениям тела, поведению. После того как ребёнок научится понимать чужие эмоции, он сможет сочувствовать, сопереживать, оказывать эмоциональную помощь и поддержку другим людям. Сумеет приободрить или успокоить друга.

     Демонстрируйте принятие переживаний ребёнка. Все эмоции и чувства детей имеют право на существование. Важно проговаривать: «Да, я понимаю, что ты злишься, потому что поссорился с другом. Давай подумаем вместе, как можно исправить ситуацию».

     Искренне интересуйтесь эмоциональным состоянием, настроением ребёнка. Проявляйте заинтересованность его переживаниями. Детям важно чувствовать поддержку и заботу со стороны взрослых. Когда ребенок расстроен, даже если его эмоции непонятны родителям и кажутся слишком драматичными, нельзя обесценивать их и отпускать пренебрежительные комментарии. Они заставят скрывать «неправильные» эмоции и меньше доверять. Лучше, в любом случае, проявить внимание и сочувствие.

     Учите распознавать проживаемые чувства и эмоции, предлагая сравнение:

     далеких по значению чувств (ненависть – любовь, радость – печаль, гнев – ликование и прочие);

     близких по значению чувств (скука – грусть, обида – злость, радость – восторг, злость – раздражение и прочие).

     Обучайте ребенка управлять своими сильными эмоциями. Не забывайте о том, что детям полезно «выпускать пар», это стимулирует работу мозга и помогает снять нервное напряжение. Подвижные игры для ребенка – лучшее лекарство от негатива, а коллективные подвижные игры еще и отлично развивают коммуникацию.

     Заведите подушку, которую можно бить, пинать и топтать при появлении агрессии. Это позволит ребёнку выплёскивать негатив.

     Чтобы гнев и обида не копились, полезно уравновешивать состояние полезными и добрыми делами – например, предложите ребенку после неприятного события покормить уличного пса или птиц, помочь кому-то или сделать другое доброе дело и стресс отступит.

     Игра угадай эмоцию

     Попросите ребенка загадать эмоцию, а потом ее изобразить с помощью жестов, мимики, движений тела, а вы постарайтесь угадать. Затем поменяйтесь ролями. Такая игра развивает эмоциональный интеллект, актерские способности, делает ребенка более раскованным.

     Игра «Крокодил», которая отлично подходит для семейного досуга. Для нее требуется как минимум четыре человека. Игроки делятся на две команды. Первая команда загадывает какое-нибудь слово или словосочетание и сообщает его представителю соперников, который должен при помощи мимики, жестов или танцев показать своим товарищам задуманное, причем не издав ни звука. Отгадывающая команда может задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Игрок делает это кивком головы. Когда слово угадано, команды меняются ролями.

     Составление историй по картинкам

     Детская фантазия не знает границ и это качество можно использовать во благо. Предложите ребенку серию сюжетных картинок, на которых изображено несколько персонажей. Пускай ребенок придумает рассказ, что произошло с героями, что они чувствуют. Возможно он сформулирует продолжение истории и даже нарисует ее. Внимательно слушайте ребенка, проявляйте эмпатию и хвалите за логику.

     Постановка кукольного театра

     Театральная постановка сказок с любимыми игрушками в качестве персонажей закрепит прочитанное, позволит лучше понять чувства героев и мораль произведения. Разумеется ребенок должен принимать участие в спектакле и озвучивать один или несколько персонажей.

     Импровизация

     Родители вместе с ребенком придумывают персонажей и ситуацию, в которой они оказались, а затем развивают ее в процессе ролевой игры. Например: Колобок и Чебурашка отправились на рыбалку и поймали Золотую рыбку, или Лисичка пришла лечить больного Серого Волка.

Развитию эмоционального интеллекта у детей способствуют книги, картины и музыка. На примерах произведений культуры можно обучаться различать эмоции и анализировать их.

 

Статья подготовлена с использованием интернет-ресурсов

  1. Эмоциональный интеллект. Текст электронный. Режим доступа: https://www.brain-games.ru/blogs/alena_pronina/emotsionalnyy-intellekt/
  2. Эмоциональный интеллект ребенка: как его развить, и для чего это нужно. Текст электронный. Режим доступа: https://pedsovet.org/article/emocionalnyj-intellekt-rebenka-kak-ego-razvit-i-dla-cego-eto-nuzno
  3. Как развивать эмоциональный интеллект ребенка. Текст электронный. Режим доступа: https://umnazia.ru/blog/all-articles/kak-razvit-jemocionalnyj-intellekt-u-rebenka
  4. Как развивать эмоциональный интеллект у детей? Текст электронный. Режим доступа: http://xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai/article/592

 

 

Ведущий специалист, методист отдела

повышения квалификации          И.В. Мальцева

 

 

Начальник отдела повышения квалификации          А.И. Белопольская