Статья «Обучение основам компьютерной грамотности граждан пожилого возраста: проблемы и пути решения»

     В настоящее время быстрое развитие информационных технологий заставляет общество овладевать новыми компетенциями. Как же быть в этой ситуации пожилым людям? В свое время им не приходилось сталкиваться с подобными проблемами, большим потоком цифровой информации. Чтобы пожилой человек мог приспособиться к новым реалиям, важно обучиться компьютерной грамотности. Подобные навыки позволят ему ориентироваться в современном мире, проводить общение и досуг в виртуальной среде, повышать свой образовательный и интеллектуальный уровень.

     Знания в области информационных технологий одним помогут найти новый круг общения или оплатить товары и услуги, не выходя из дома, другим – освоить новые технологии для продолжения профессиональной деятельности. Это важно для «молодых пенсионеров», которые обычно имеют больше опыта взаимодействия с современной техникой, поскольку являются ровесниками социально активного населения, находятся в более тесном контакте с молодыми представителями общества.

     Итак, пожилой человек, желая идти в ногу со временем, хочет обучиться компьютерной грамотности. Кто сможет дать ему необходимые знания?

     Прежде всего, государство. Именно оно, несомненно, помогает справиться с этой проблемой. Общественные организации и образовательные учреждения с 2012 года принимают активное участие в реализации мероприятий по обучению пожилых людей компьютерной грамотности.

     Тем не менее, даже если государство может помочь пожилому человеку в освоении информационных технологий, существуют другие проблемы, которые препятствуют этому.

     Какие проблемы мешают пожилому человеку освоить компьютерные знания?

     Отсутствие материально-технической базы (отсутствие компьютеров или ноутбуков у пожилых людей).

     Причинами могут также являться отдаленность проживания, страх перед чем-то сложным, боязнь сделать ошибку и повредить оборудование.

     Мелкая моторика становится неприспособленной к работе с компьютерным устройством. Действия с определенными манипуляторами, например, двойной клик мышкой может вызывать болезненные ощущения.

     Часто сложности возникают, например, при переключении языка с английского на русский и наоборот, с большой буквы на маленькую, непонимание предназначения клавиш. Это может усложнить регистрацию на различных государственных порталах, в том числе на Госуслугах.

     В пожилом возрасте людям все труднее запоминать новую информацию. Они недостаточно осведомлены о больших рисках, которым они могут подвергаться в сети Интернет: вирусы, взлом электронной почты и др.

     Что можно предложить для решения данных проблем?

     Для улучшения памяти и снятия стресса желательно применять модульный подход в обучении: разбивка материала на блоки небольшого объема и сложности, выстроенного так, чтобы достигался эффект взаимосвязи между отдельными элементами модулей при многократном их повторении. Допустим, при работе с электронной почтой можно повторить навыки работы с графическими или текстовыми редакторами. Важно привить привычку людям к постоянному сохранению информации, правильному включению и выключению устройства. Будет полезным предлагать обучающимся применять ассоциации и аналогии из своего жизненного опыта, чтобы лучше запоминать термины и кнопки.

     Для улучшения навыков раскладки клавиатуры можно использовать упражнения, в которых присутствуют слова на другом языке, потренироваться в их наборе. Важно сформировать установку, что компьютер является всего лишь «техническим» помощником.

     Чтобы зарегистрироваться на различных порталах и безопасно пользоваться ими, следует подготовить информационную карту, которую можно применять после прохождения таких тем, как «Электронная почта», «Социальные сети» и др. Рекомендуется использовать метод кейсов для решения различных ситуаций.

     Таким образом, задачи по обучению пожилых людей основам компьютерной грамотности можно решить при поддержке со стороны общества и государства. Важно использовать просветительский и социальный опыт университетов, внедрять новые техники и упражнения в обучение, создавать новые проекты.

     Овладев знаниями в области компьютерных технологий, люди старшего поколения значительно облегчат свою жизнь и смогут приносить пользу обществу.

Статья подготовлена с использованием литературы

  1. Грохотова Е.В. Обучение основам компьютерной грамотности людей третьего возраста: проблемы и пути решения // Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. – 2018. – №2. – С. 42–48.
  2. Грохотова Е.В. Методика обучения компьютерной грамотности людей третьего возраста // Образовательные технологии и общество. – 2019. – №2. – С. 92–97.

Ведущий специалист, методист

отдела повышения квалификации          Н.А. Савенко

 

Начальник отдела повышения

квалификации              А.И. Белопольская