«Подростковый суицид: факторы, о которых необходимо знать замещающим родителям»

     За последнее десятилетие в России частота суицидов среди подростков возросла почти в 3 раза.

     На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, стоят отношения с родителями (примерно в 70% случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте – трудности, связанные с обучением, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, представителями противоположного пола.

     С возрастающим уровнем подростковых суицидов родителям, как никогда важно быть осведомлёнными о тревожных сигналах, факторах суицидального риска и иметь инструменты не только для того, чтобы вмешаться, когда это необходимо, но также для того, чтобы регулярно обсуждать с детьми вопросы, касающиеся их психического здоровья.

     Многие родители ошибочно принимают тревожные знаки суицидального поведения за обычные перепады настроения, связанные с подростковым возрастом. Некоторые подростки не демонстрируют внешних признаков, находясь в суицидальном настроении.

     Иногда бывает так, что внешне ребенок кажется спокойным, он везде успевает, хорошо учится, но из-за того, что не может довериться родителям, становится замкнутым, скрытным. Например, когда школьник, отличник, спортсмен, которого все любили и все считали успешным, совершил самоубийство. У него даже было две странички в соцсетях – на одной он выкладывал свои достижения, какие-то яркие фото, а в другой был подписан на группы, пропагандирующие суицид. О второй страничке знали только близкие друзья, а родители – нет. Он считал, что родителям нет смысла показывать свое настоящие лицо, свои настоящие чувства.

      Существует много общего между признаками риска суицида и симптомами психического расстройства личности, такого как депрессивное расстройство. Возбуждение, гиперактивность, нетерпеливость могут указывать на скрытую депрессию.

     Подросток, находящийся в депрессии, не имеющий суицидальных наклонностей, всё равно нуждается в помощи!

     Хотя у всех подростков нестабильная психика, довести до самоубийства можно не любого, а только тех, кто не чувствует поддержки в своем ближайшем окружении. Им свойственно уходить от проблем вместо того, чтоб их решать рационально. Самоубийство – крайняя форма ухода, когда подросток еще и пытается что-то доказать в отместку своим родителям. Самоубийца всегда одинок. Его чувства – брошенность, невозможность обратиться хоть к кому-то, одиночество, «загнанность в угол», часто в сочетании с переживанием вины и страхом осуждения.

     К несчастью, большинство причин, толкающих детей и подростков на самоубийство, не замечаются или не признаются горем во взрослом мире.

     Подросток переживает очень много амбивалентных чувств и состояний, которые сложно выдержать. Помимо агрессии, эйфории и тревоги подростковому возрасту свойственны состояние скуки, пустоты, за которыми следует проявление навязчивых мыслей, неудовлетворенности, злости, болезненной тоски. Именно этого состояния мучительной тоски до боли, дети пытаются избежать, выбирая странные и страшные действия.

     Родителей должны насторожить следующие признаки в поведении несовершеннолетнего:

     шрамирование (специальное нанесение на тело шрамов, в законченном виде представляющих собой какой-либо рисунок или узор), когда боль физическая заслоняет боль эмоциональную. Выдержать боль физическую подростку переносимее, чем боль душевную;

     замкнутость, вопросы о смысле существования, перепады настроения, наигранный восторг, рассеянность;

     высказывания о нежелании жить: «Было бы лучше умереть», «Не хочу больше жить», «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться», «Хорошо бы заснуть и не проснуться», «Мне нельзя помочь», «Скоро все закончится», в том числе шутки, иронические замечания о желании умереть, о бессмысленности жизни;

     фиксация на теме смерти в литературе, живописи, музыке, чрезмерная поглощенность ребенка личностью, закончившей жизнь преждевременно и по собственной инициативе (например, К. Кобейн и др.);

     негативные оценки своей личности, окружающего мира, потеря перспективы будущего;

     постоянно пониженное настроение, тоскливость, безразличие. Ребенок считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен, иногда ощущает вину перед окружающими;

     необычное, нехарактерное для данного ребенка поведение (более безрассудное, импульсивное, агрессивное; несвойственное стремление к уединению, снижение социальной активности у общительных детей, и наоборот, возбужденное поведение и повышенная общительность у малообщительных и молчаливых);

     злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами;

     стремление к рискованным действиям, отрицание проблем;

     снижение успеваемости, пропуск занятий, невыполнение домашних заданий;

     маскируемые попытки ребенка попрощаться с родителями и близкими, непривычные разговоры о любви, дарение друзьям своих любимых и ценных вещей;

     попытка уединиться: закрыться в комнате, убежать и скрыться от друзей (при наличии других настораживающих признаков).

     Подросток, начинающий задумываться о суициде, надеется, что должны произойти изменения к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, что ему необходимо поделиться своими переживаниями. Поэтому он и ведёт себя так, чтобы привлечь внимание к себе. Чем более конфликтно ведет себя подросток, тем больше он нуждается в чутком, поддерживающем взрослом. Даже демонстративная попытка суицида, из желания напугать родителей, случайно может закончиться летальным исходом. Ко всем проявлениям суицидальной активности подростка (высказывания, угрозы, действия) следует относиться максимально серьезно. Задача друзей и родителей заметить эти изменения в поведении.

     Многие родители опасаются, что если они спросят у подростка о суициде, то подтолкнут его к самоубийству, но это заблуждение. Родителям часто бывает непросто увидеть и признать, что у его ребенка трудности, хочется списать все на возраст, характер. Однако, именно честный взгляд и откровенный разговор могут спасти ситуацию. В зависимости от ситуации эта тема может быть пугающей или эмоционально сложной для обсуждения, но лучше обезопаситься, чем потом пожалеть. Вы можете спросить ребенка, не думает ли он о том, чтобы навредить себе. Ваш ребенок может сказать: «Да я бы ни за что этого не сделал. Не драматизируй». На что вы можете ответить: «Я знаю, но иногда люди чувствуют нечто подобное, и я не хочу быть родителем, который об этом не спрашивает». Даже если вы делаете всё, что возможно, чтобы вывести вашего ребёнка на разговор, существует большая вероятность, что сначала он не станет с вами общаться. Продолжайте налаживать контакт с ребенком. Слушайте больше, чем говорите.

     Как советует Джилл Эмануэль, старший директор Центра по расстройствам настроения в Институте психического здоровья детей: «Когда ваш ребенок начинает говорить – слушайте. Сейчас не подходящее время для ваших лекций. Не время делиться познаниями. Не перебивайте. Не пытайтесь разрешить проблему. Проявите принятие. Поддержите. Покажите ребенку, что вы понимаете, о чём он говорит, даже если внутри вы потрясены».

     Не используйте клишированные фразы или пассивный оптимизм, говоря такие вещи, как «Не волнуйся, всё будет хорошо» или «Ты однажды это преодолеешь», ими вы отрицаете или преуменьшаете опыт подростка.

     Не говорите, что вы понимаете, через что он проходит, хотя на самом деле вы не понимаете. Вместо этого выразите эмпатию, например, следующим образом: «Кажется, что ты испытываешь сейчас сильную боль. Даже не могу себе представить, насколько это тяжело».

     Не спорьте о том, является ли суицид правильным, неправильным или эгоистичным. Даже не пытайтесь давать подобные комментарии. Помните, что эти предрассудки совершенно неуместны.

     Не говорите о ценности жизни и не перечисляйте причины, по которым, как вам кажется, подростки не должны чувствовать подобное. Возможно, вы хотите напомнить им о причинах, по которым следует жить, но в данный момент это звучит наподобие «Как ты можешь чувствовать такое, когда у тебя всё самое лучшее?». С суицидальным поведением это не сработает.

     Если вы чувствуете, что что-то не так, но ваш ребёнок не хочет с вами говорить, обратитесь к значимым взрослым в жизни ребёнка (учителя, тренеры) и попросите их понаблюдать, возможно, они что-нибудь заметят. Вы также можете использовать эту возможность, чтобы озвучить ваше беспокойство и попросить их приглядеть за ребёнком в будущем.

     После того, как вы внимательно выслушали, ваша задача как родителя поделиться возможностями для улучшения ситуации и поддержать вашего ребенка.

     Уважаемые родители, ответьте на следующие вопросы:

     Когда ваш ребенок вам и с вами улыбался?

     Позволяете ли вы ребёнку вас чему-то научить?

     Какое любимое блюдо вашего ребёнка?

     А как ваш ребёнок понимает, что вы его любите, что он для вас важен?

     Помните! Когда в семье есть эмоциональная связь и близость, то это значительно уменьшает риск суицида.

     Пусть ваша любовь будет для детей очевидна. А вам хватит сил и мудрости дать им опору в их взрослении.

     Предлагаем список некоторых ресурсов, которыми можете воспользоваться вы и ваш ребёнок в кризисной ситуации:

     8-800-2000-122 – Всероссийский номер телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей. Действует круглосуточно. Если помощь нужна срочно, обязательно позвоните по этому номеру. Сюда можно обратиться с любыми проблемами, в том числе поговорить о суицидальных мыслях или тревоге за близких в этой связи. Звонок анонимный и бесплатный с любого телефона.

     8-800-350-80-52 – региональная (на территории Краснодарского края) «горячая линия» психологической помощи, на которой круглосуточно ведут приём опытные психологи.

Список литературы

  1. Любов Е.Б. Клинико-социальное бремя близких жертвы суицида: если бы… // Журнал: Суицидология  @suicidology.  Статья в выпуске: – 2017, № 4.
  2. Погодин И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты. Учебное пособие/ М.: Флинта, 2011.
  3. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Суицидальное поведение у подростков/ Санкт-Петербург: СпецЛит, 2017.
  4. URL: https://www.pravmir.ru/detskoe-samoubiystvo-kak-raspoznat-i-predotvratit/ (дата обращения: 05.05.2022).

Ведущий специалист, психолог

отдела работы с приемными семьями

ГКУ КК «Краевой методический центр»          С.Н. Катичева

Начальник отдела работы

с приемными семьями         Н.И. Некрасова