Средства массовой информации и психическое здоровье

     Средства массовой информации (далее – СМИ) оказывают все большее вли-яние на психологическое состояние людей, особенно на детей и подростков, аудиторию с несформированным самосознанием и мировоззрением. Аспекты воздействия СМИ затрагивают основные функции, связанные с информиро-ванием, развлечением, а также влияют на человека на подсознательном уровне, вызывая либо положительную, либо отрицательную реакцию на определенную ситуацию.
     Отрицательные эмоции в результате их накопления могут приводить к подрыву психического здоровья человека, повышению уровня тревожности, нарушению сна, развитию невротических расстройств.
     Следует понимать, что психическое здоровье – это не только отсутствие выраженных психических расстройств, но и состояние равновесия, гармонии между человеком и окружающим миром, обществом; наличие душевных, психических резервов по преодолению стрессов и затруднений.
     Информационное здоровье – это та часть общего состояния психиче-ского, физического и социального благополучия, которая формируется в за-висимости от получаемой информации.
     Гармоничное развитие, высокий уровень психического здоровья будут обеспечены тогда, когда человек с детства живет и развивается в условиях благоприятной, психогигиеничной информационной среды, которая оказы-вает активное влияние на человека.
     Поток информации, который предоставляют нам СМИ, при правиль-ном использовании благотворно влияет на развитие человека. Образова-тельные телевизионные программы, исключающие сцены насилия, способ-ствуют интеллектуальному развитию, развивают воображение, навыки ре-шения проблем, способствуют социализации. Позитивное воздействие на де-тей образовательных программ усиливается, если они смотрят и обсуждают их вместе с родителями. Однако родителям необходимо научиться «филь-тровать» все, что транслируют по телевидению, радио и в интернете, чтобы помочь своим детям развиваться; научиться контролировать и отпускать свои эмоции, отстраненно относиться к отрицательной информации, не да-вать втянуть себя в резонанс, ухудшающий самочувствие.
     Необходимо отметить, что СМИ являются существенным фактором воспитания, так как детям свойственно подражание распространенным об-разцам. Именно из СМИ они получают новые знания о мире, а также пред-ставления о том, как нужно себя вести с другими людьми в той или иной си-туации, о том, что такое добро и зло, какие действия являются социально одобряемыми, о духовном и прекрасном, о гендерном поведении в обществе, о взаимодействии с противоположным полом и т.д. То, что дети видят в фильмах, новостях, видео и даже, на первый взгляд, безобидных мультиках бессознательно воспринимается как норма. Сам ребенок не в состоянии дать оценку увиденной ситуации, он может лишь подражать ей, особенно, если в передаче она вызвала смех или была выставлена с положительной стороны.
     У детей и подростков желание к подражанию и идентификации может повлечь за собой тяжелые последствия, начиная с плохого поведения, жесто-кого обращения с животными, окружающими и заканчивая несчастными случаями и увечьями. Опасность представляет информация и «нежелатель-ные знания», транслируемые СМИ. Дети и подростки, особенно неуверенные в себе, пытаются быть похожими не только на реальных людей (сверстников или авторитетных для них личностей), но и вымышленных персонажей, например, из фильмов или сериалов. Кроме того, широкое освещение жесто-кости, насилия, убийств и самоубийств в СМИ способствует увеличению чис-ла подобных действий со стороны зрителей.
     Часто в СМИ за норму выдаются аморальные и безнравственные по-ступки. Среди самых распространенных искаженных стереотипов поведения можно назвать: демонстрацию потребления алкоголя и наркотиков, нераз-борчивых сексуальных связей, вульгарное поведение, пошлость, ценность материальных благ. От воздействия такой информации нужно защищаться самостоятельно, а также защищать близких людей, у которых критичность мышления может быть снижена. Как указывают детские психиатры, многие дети болезненно реагируют на информацию о чрезвычайных ситуациях и ка-тастрофах. У ребенка, склонного к невротическим реакциям, на сообщение о катастрофе по телевидению могут возникнуть более серьезные психические нарушения, чем у тех детей, которые пережили ее на собственном опыте. Не случайно, хотя и в очень редких случаях, по телевизору все же предупре-ждают о необходимости изолировать детей от негативного зрелища.
     Чем меньше родители уделяют внимания детям, тем большую роль в их воспитании играют средства массовой информации. Число детей, которые не могут в школе усваивать на слух информацию, страдают недоразвитием ре-чи и эмоций, с каждым годом увеличивается. Это дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор или компьютер, то есть они умеют воспри-нимать только зрительную информацию, слова проходят мимо них.
     В сети Интернет современные дети чувствуют себя, как рыба в воде. Он для них удобен: это и средство развлечения, и средство доступа к миру ин-формации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. В 8-12 лет дети часто заводят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут дневники-блоги. По сети они общаются как с одноклассниками, так и с вир-туальными друзьями.
     Больше всего времени в сети Интернет проводят подростки. При этом половина этого времени тратится школьниками на общение, остальная часть распределяется между играми, поиском информации и развлечениями. К по-следней части распределения досугового времени относятся прослушивание музыки, просмотры видео и т.д. Зачастую у подростков имеются проблемы со сном из-за зависимости от социальных сетей, возникающей от постоянной проверки перед сном новостей в социальных сетях. Свет от экранов смарт-фонов, телевизоров и другой электроники дает мозгу четкую инструкцию бодрствования, что является основной проблемой, связанной с недосыпанием и невозможностью заснуть. Информационная зависимость – форма совре-менной болезни человечества, которая лишает человека самого ценного – времени для собственной жизни.
     По сути, информация, которая попадает в человека извне – это питание. Как выбранная нами еда, которая обеспечивает здоровье телу, так и инфор-мация из социальных сетей, телевидения, гаджетов обеспечивает нам психо-логическое здоровье и состояние ума. В современном мире мы не можем изолировать детей от информационного потока, но в наших силах помочь ребенку в выборе качественной информации и ее источников, предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного ее пользования, для этого нужно научить ребенка правильно вести себя в сети Интернет.
     Существует несколько советов, способствующих уменьшению отрица-тельного влияния СМИ на психику ребенка.
     Время просмотра телевизора для детей должно быть ограничено, а де-тям до 2-х лет вообще телевизор противопоказан! В исключительных случа-ях (при наличии у ребенка перинатальной энцефалопатии, судорог при по-вышенной температуре, черепно-мозговой травмы, менингита, повышенной возбудимости, плохого сна, заикания, тиков) запрет на просмотр телевизора может быть продлен до 5-6 лет.
     Дети до 3-х лет могут смотреть телевизор в сопровождении взрослых не более 15-ти минут в день. В возрасте от 4 до 6 лет можно давать ребенку смотреть телепередачи до получаса в день, а после 6-ти лет: по часу-полтора в день.
     Начиная с 4-х лет, малышу можно включать диск с мультфильмами и оставлять его у телевизора одного. С 7-ми лет ребенок может самостоятельно включать и смотреть телевизор. Но перед этим будет нелишним поставить замок для ребенка на те каналы, которые, по Вашему мнению, не предназна-чены для его возраста.
     Перед тем, как показывать мультфильмы детям, посмотрите их сами и проанализируйте их воздействие на Вашу нервную систему. Если там очень много мелькающих картинок и возбуждающих нервную систему звуков – лучше отказаться от показа таких мультфильмов детям.
     Показывайте детям отечественные мультфильмы – в них меньше мель-кания, агрессии и отрицательного воздействия на психику ребенка.
     Не покупайте ребенку комиксы с агрессивным содержанием и ограни-чивайте время компьютерных игр.
     Если ребенок обладает повышенной возбудимостью, замените про-смотр телевизора перед сном на чтение книг или спокойные игры. Место, где ребенок спит, не должно ассоциироваться у него с просмотром передач.
     Поощряйте ребенка в выражении мнения о различных программах и средствах массовой информации. Обсуждайте плюсы и минусы СМИ вместе с детьми.
     Для подростков используйте родительский контроль. Заблокируйте ка-налы и веб-сайты, которые вы считаете неуместными для подростка. Но обя-зательно объясните, почему вы заблокировали именно эти СМИ.
     Ограничивая ребенку время на просмотр телевидения или пребывания в интернете, Вам необходимо предоставлять ребенку альтернативу в виде интересного совместного времяпрепровождения: игр на свежем воздухе, прогулок, походов и т.д.
     Каждая семья индивидуальна. Родители должны сами устанавливать правила, которые будут подходить именно их детям. Не следует делать СМИ «козлом отпущения». Они будут существовать независимо от того, хотим мы этого или нет. Что вы можете сделать как родители – это помочь своим детям разобраться в том, что хорошо, а что плохо!

 Список литературы

  1. Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду // Журнал: Обуче-ние в России. Статья в выпуске 2006 – № 11.
  2. Дьяконов И.Ф., Овчинников Б.В. Технологии сохранения и укрепления психического здоровья// Санкт- Петербург, СпецЛит., 2009.
  3. Петрова Н.Е., Рацибурская Л.В. Язык современных СМИ. Сред-ства речевой агрессии/М. Флинта, 2011.

Ведущий специалист, методист отдела работы с приемными семьями ГКУ КК «Краевой методический центр» Е.Н. Коломийчук