Креативная драма с отреагированием

     Креативная драма – эффективный метод краткосрочной групповой психотерапии, предложенный Джоном Алланом в качестве метода разрешения проблем дезадаптированного поведения подростков. В дальнейшей психотерапевтической практике метод доказал свою эффективность в психотерапии супружеских и детско-родительских отношений, в том числе – отношений взрослых детей с родителями, в психотерапевтической и психологической работе со страхами, гневом и другими проблемами, в консультативной работе в организациях (в сфере консалтинга). В креативной драме используется мультимодальный подход, предполагающий применение эффективных методов и приемов когнитивно-поведенческой психотерапии, арт-терапии, психодрамы и социодрамы.

     Цели метода:

  • «сжечь» лишнюю энергию;
  • выразить побуждения и аффекты, которые обычно находятся под за­претом (нарциссизм, гнев и потребность властвовать);
  • поделиться фантазиями, образами и идеями, доминиру­ющими в сознании.

     Назначение метода: помощь в понимании себя, улучшение контроля эмоций, принятие ответственности за свои действия.

     Преимущества креативной драмы с отреагированием:

  • понятна подросткам, которые испытывают острую по­требность во внимании и с трудом поддаются коррекции с помощью других методов;
  • воспринимается детьми как средство, которое помогает им установить хорошие отношения с товарищами;
  • позволяет развить способность к сотрудничеству в условиях небольшой группы;
  • является эффективным средством самопознания;
  • методика позволяет психологу-консультан­ту одновременно работать с 6–8 (максимум 10) участниками;
  • участники могут инсценировать фантазии и проблемы, составляющие предмет их беспокойства;
  • возможность увидеть свои действия на мониторе, обеспечивает безопасность при самооценке и оценке сверстников.

     В качестве примера: упражнение «Киностудия» (для слушателей курсов арт-терапия).

     Участники делятся на команды (в одной команде должно быть не менее 6-8 человек), в каждой команде выбирается режиссер и оператор (тот, кто будет записывать происходящее на телефон).

     Инструкция.

     Вам предлагается поиграть в киностудию или театральную труппу: у ведущего получить сценарий или придумать свой, распределить роли, отрепетировать и показать готовый кинопродукт или театральную постановку. Назначенный оператор снимает всё действие на телефон.  Это может быть любой жанр: сказка, документальный фильм, реклама, телешоу, спортивная программа, фрагмент сериала….

      На подготовку постановки отводится не более 20-30 минут. Затем каждая команда показывает свою постановку, операторы записывают происходящее на свои телефоны. Все записи передаются ведущему. Через несколько дней организуется совместный просмотр отснятого материала на большом экране проектора, либо на экране компьютера.

     Вопросы на отреагирование:

  • Как вы распределяли роли? Самостоятельно или вас назначили?
  • Какие чувства вы испытали, когда вас назначили? Было ли для вас комфортным назначение на роль? Ваша роль была активной или пассивной?
  • В вашей повседневной жизни вы чаще активны или пассивны? Вы выбираете или вас назначают?
  • Насколько вас устраивает такое положение вещей?
  • Когда вы видите себя на экране, что с вами происходит? Какие чувства вы испытываете?
  • Когда с вами это происходит, есть ли желание с этим что-то сделать?
  • Если не понравилось, то что хотелось бы сделать по-другому?
  • Когда вы это сделаете, что в вашей жизни изменится, для чего вы это меняете?

     Драма позволяет решить на символическом уровне некоторые нерешенные проблемы психологического развития, среди которых могут быть гиперактивность, низкая способность выносить фрустрацию, нарциссизм, орально-агрессивные побуждения, ощущение неполноценности, слабая идентичность эго и социальная тревожность. Специалист, освоивший метод креативной драмы, сможет поспособствовать детям и подросткам улучшить понимание себя и наладить контакт с социумом.

Томенко С.С. ‒ ведущий специалист,

психолог отдела психолого-

методического сопровождения

Начальник отдела

психолого-методического

сопровождения             С.В. Кривотурова