Креативная драма с отреагированием

     Подростковый возраст – не самый легкий период в жизни, это можно сказать не только о самих подростках, которые проходят важный возрастной этап развития, но и о тех взрослых, которые находятся рядом с ними. Пережить «эмоциональные качели», которые обрушиваются на самого подростка, понять, что происходит с ним самим, с его телом, мыслями и чувствами, ему, конечно же, нелегко. Но также нелегко бывает и взрослым, которые должны объяснить, что всё, что происходит с подростком, нормально, это и есть жизнь, со своими взлётами и падениями, бурей чувств и эмоций, ведь именно так и происходит становление личности любого человека.

     Что же поможет подросткам и их родителям справиться с этим нелегким этапом под названием «подростковый возраст»? Стремление к творчеству. Развитие творческих способностей подростка становится важным процессом на пути во взрослую жизнь, так как творческое развитие – хороший фундамент жизнестойкости. Именно в творчестве подросток может ощутить собственную уникальность и неповторимость, а также развить такие жизненно важные навыки, как: уверенность в себе, позитивный взгляд на мир, способность анализировать ситуацию и т.п. Гибкий и творческий подход в решении жизненных ситуаций поможет будущему взрослому выстоять и получить бесценный опыт для прохождения собственного пути.

     В качестве примера упражнения, которое родители, социальные педагоги или психологи могут использовать для развития творческого начала в подростках, можно предложить следующее.

     Упражнение «Рыбка»

     Цель: повышение осознанности и осмысленности взгляда на собственную стратегию жизни, личные ценности. Выход на обсуждение того, какую же жизнь есть основания считать творческой и для чего человеку может быть нужна именно такая жизнь.

     Время: 20-30 минут.

     Ход упражнения: ведущий просит участников принять удобные позы, расслабиться, закрыть глаза, а потом не спеша, размеренно зачитывает инструкцию для визуализации, делая паузы в конце предложений.

     Инструкция: «Представь себе, что переселение души в новое тело – это реальность. И вот тебе в следующей жизни досталось тело аквариумной рыбки. Весь твой мир – это аквариум, где ты живешь… Что ты за рыбка, как выглядишь? Какой у тебя аквариум, что в нем имеется? Комфортно ли тебе в нем? Кто еще, кроме тебя, живет там? Где стоит этот аквариум, что его окружает, что ты видишь через стекло? Мысленно поживи немного в этом аквариуме, осознай, что ты чувствуешь в таком положении… А теперь возвращайся в свою реальную жизнь, медленно открывай глаза…».

     После выполнения визуализации участники могут нарисовать аквариум, который они себе представили. В групповом обсуждении участники демонстрируют свои рисунки и кратко комментируют их содержание.

     Рефлексия:

     Как ты считаешь, почему у тебя возник именно такой образ жизни в аквариуме?

     Какие возникали эмоции и чувства, насколько комфортно было в этой воображаемой ситуации?

     Насколько похожа представленная тобой жизнь на то, что реально тебя окружает?

     Можно ли утверждать, что «жизнь в аквариуме» – это пример нетворческой жизни?

     Ведь там все заранее известно, предсказуемо, от тебя почти ничего не зависит, выбраться за пределы этого мирка невозможно.

     Может ли «рыбка» и в условиях жизни аквариума жить творчески, и если да, то зачем ей это нужно?

     Источник литературы:

     Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание / А. Г. Грецов – «Питер», 2011.

Томенко С.С. ‒ ведущий специалист,

психолог отдела психолого-

методического сопровождения

Начальник отдела

психолого-методического

сопровождения               С.В. Кривотурова