Чем опасно рискованное поведение подростков?

     Мы живем в непростое время, где ребенка окружают много вещей, опасных для его жизни и здоровья. Неблагополучная социальная среда, психические и физиологические особенности переходного возраста – все это зачастую негативно влияет на те или иные увлечения, поступки и формы поведения подростка. Иногда сами родители и их дети не осознают опасность и негативность последствий многих видов рискованного поведения. Давайте вместе в этом разберемся.

     Рискованное поведение – это поведение, которое возникает в результате воздействия тех или иных факторов риска и является явно или потенциально опасным как для самого ребенка, так и для окружающих его людей и общества в целом.

     Важно понимать, что на проявление риска в поведении подростка, как правило, влияет:

     подростковый максимализм;

     отсутствие жизненного опыта;

     любопытство и желание попробовать разные стороны «взрослой жизни»;

     давление сверстников и друзей более старшего возраста.

     Зачастую ребенок проявляет рискованное поведение потому, что в силу своего возраста он хочет самостоятельно или со сверстниками поэкспериментировать, лучше узнать себя и свои способности, попробовать разные стороны жизни, которые для него являются новизной, показать своему окружению, что он уже взрослый, самоутвердиться, продемонстрировать свою «крутость», «прикольность».

     Важно знать, что к рискованному поведению относится:

     курение табака, использование электронных сигарет, курительных смесей, вейпов и др.;

     употребление алкоголя и наркотических средств;

     опасные игры и спортивные занятия с высокой степенью травматизма (зацепинг, руфинг, паркур, акрострит, планкинг, джампинг, опасные селфи и др.);

     эксперименты с лекарственными и психотропными веществами (транквилизаторы, антидепрессанты, клей, химические вещества и др.);

     ранние беспорядочные сексуальные связи;

     игромания (увлечение компьютерными и азартными играми, картами);

     суициды и попытки суицида;

     самоистязание, булимия, обжорство;

     буллинг (физическая и психологическая травля) и кибербуллинг (травля в интернет-пространстве);

     правонарушения (угон автомобилей, кражи, разбой, хулиганство и т.д.)

     Все виды рискованного поведения подростков ведут к высоким показателям заболеваемости и травматизма, к смертности от внешних и внутренних причин, могут привести к потере трудоспособности и психическому расстройству. Правонарушения могут повлечь за собой административные и уголовные формы ответственности.

     Родителям необходимо знать, что основными факторами развития рискованного поведения являются:

     устойчивые алкогольные установки и наркомания в семье;

     негативное или жестокое отношение к ребенку;

     низкая эмоциональная привязанность родителей к детям;

     бесконтрольность или гиперопека, чрезмерная требовательность;

     противоречивое и бессистемное воспитание, равнодушие к ребенку.

     Что делать, если ребенок проявляет рикованное поведение или интерес к нему?

     Во-первых, не спешите делать выводы и ругать подростка, понаблюдайте за ребенком, важно понять, чем вызвано его новое увлечение.

     Во-вторых, проведите мониторинг социальных сетей, которые он использует, будьте внимательны ко всем словам и желаниям подростка.

     В-третьих, подготовьтесь к беседе с подростком, покажите, что вы ему друг и готовы помочь, выслушать и понять, предложите альтернативу рискованным играм и увлечениям.

     Подростку как альтернативу рискованным играм и увлечениям, можно предложить:

     занятия легкой атлетикой, спортивной гимнастикой, акробатикой под руководством тренеров, для развития физических возможностей, ловкости, силы, выносливости и получения впечатлений (дайвинг, альпинизм, фигурное катание, лыжный спорт, футбол, волейбол и др.). Это вполне заменит травмоопасные спортивные развлечения;

     занятия танцами, музыкой, рисование, лепка, конструирование и др. Данные занятия дадут возможность получить удовольствие от своих творческих и интеллектуальных возможностей, и позволят получить одобрение от других.

     Чтобы избежать рискованного поведения подростков важно:

     сформировать желание вести здоровый образ жизни, убедить в том, что быть здоровым сейчас модно и необходимо для самореализации себя в жизни;

     развивать навыки и умения самостоятельно справляться со стрессами;

     информировать о всех возможных последствиях рискованного поведения;

     дать правовое воспитание с целью формирования ответственности за себя и других.

Родители, помните!

     Успех вашего воспитания и недопущение всех форм рискованного поведения подростков во многом зависит от вас. Организовывайте интересный досуг подростку, чтобы он увлекся полезными и интересными занятиями.  Покажите собственный пример занятий увлекательным делом, творите вместе. А самое главное – любите своих детей, интересуйтесь их увлечениями и желаниями, направляйте их энергию на полноценное физическое, психическое и интеллектуальное развитие.

 

Удачи Вам в воспитании детей!

 

Литература

  1. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: пособие /М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 45 с.
  2. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 75 с.
  3. Леус Э.В. Психология трудных подростков [Электронный ресурс] / Леус Э.В. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – http://www. studentlibrary. ru/book/ ISBN 9785261008217.html.
  4. Минин А.Я., Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи / А.Я. Минин, О.Ю. Краев; Под ред. проф. А.Я. Минина. – М.: Прометей, 2016. – 58 с.
  5. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков [Электронный ресурс] / Н.А. Рождественская – М.: БИНОМ, 2016. –http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785985633771.html.
  6. Семикин Г. И. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодежи [Электронный ресурс]: Учеб. пособие / Г. И. Семикин, Г. А. Мысина, А. С. Миронов. – М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. – http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785703839270.html.

Мухина И.Г. – главный специалист

отдела информационно-методического

сопровождения профилактической работы

с семьями и несовершеннолетними