Самоповреждающее поведение подростков (селфхарм), причины и последствия

     Самоповреждающее поведение, или селфхарм – это нанесение себе повреждений с целью справиться с тяжелыми переживаниями, болезненными воспоминаниями и невозможностью контролировать свою жизнь.

     Тема самоповреждения у детей и подростков очень непростая и вызывает много эмоций у окружающих – от глубокого сочувствия до полного отторжения и даже отвращения.

     Действительно, глубокие и постоянно обновляемые порезы на руках и ногах, удары головой о стену, вырываемые до залысин волосы, заставляют задуматься о психическом здоровье такого человека.

     Сильные формы самоповреждения у детей и подростков чаще всего присутствуют в так называемых «неблагополучных» семьях, где ребёнок находится в условиях полной заброшенности или испытывает на себе проявления жестокости, неадекватного поведения взрослых, подвергается физическому, психологическому или сексуальному насилию.

     Селфхарм может выражаться в нанесение себе порезов, ожогов, ударов и чаще всего встречается у подростков. Селфхарм – это зависимость.

     У самоповреждающего поведения всегда есть какая-то функция, чаще всего это способ эмоциональной саморегуляции. Некоторые подростки описывают селфхарм как способ выразить то, что трудно сформулировать словами; сделать эмоциональную боль физической; избавиться от невыносимых переживаний и мыслей; вернуть ощущение контроля; сбежать от травмирующих воспоминаний; наказать себя – за недостойное поведение, чувства или мысли; прекратить чувствовать себя оцепеневшим; выразить суицидальные мысли и намерения, не совершая их. При обсуждении причин с такими проблемными подростками, выяснилось, что подобным образом они пытаются снять накопившееся психологическое напряжение. Только получая порцию боли и адреналина, они в состоянии расслабиться и испытать настоящее облегчение.

     Чаще всего несовершеннолетние совершенно не желают, чтобы их повреждения видели родители. Об этом говорит и то, что большинство повреждений на теле подростков можно обнаружить в основном под одеждой, подальше от любопытных глаз взрослых. Самые «популярные» места – это бедра, плечи или грудная клетка. При этом подобными истязаниями своего тела занимаются совершенно здоровые, адекватные дети. Только около 5 % «самотравмированных» подростков имели подтвержденный диагноз, психика остальных полностью в норме. Часто к подобным опасным действиям молодого человека может подталкивать депрессивное состояние, стресс после психологической травмы, либо биполярное расстройство личности.

     Важно понимать, что самоповреждение работает по замкнутому кругу: происходит тригер-ситуация – в ней возникает негативная мысль, которая и вызывает отрицательные эмоции, эмоции нарастают, вторгается идея о нанесении себе боли – происходит самоповреждение, которое дает временное облегчение. Но так как сама проблема не решилась, негативно влияющие на человека мысли остались, то подросток попадает в «ловушку селфхарма».

     По статистике 30% всех подростков хотя бы раз в жизни пробовали селфхарм. Чаще всего самоповреждение начинается в пубертатный период (12–15 лет) и связано с психологическими проблемами.

     «Что в этом плохого? Я ведь делаю больно только себе», – думает подросток и часто не видит в этом проблемы. Он не может найти здоровый способ справиться со своими переживаниями. И недоумевает, ведь он никому не делает больно, только себе. Во-первых, это не страдание, а получение определённого удовольствия через боль, формирование зависимости, во-вторых, родственники всё равно страдают, глядя на это.

     Есть и другие печальные последствия селфхарма – инфицирование раны. Подростки обычно не задумываются о дезинфекции «инструментов», которыми наносят порезы, и раны не обрабатывают. Как следствие – сепсис. Ребёнок умирает не от селфхарма, а от заражения крови. Риск непреднамеренного самоубийства. Некоторые заходят так далеко, что умирают, сами того не желая.

     Самоповреждения делятся на два вида:

     прямые – порезы, удары, укусы, прижигания сигаретой, вырывания пучков волос, глубокие царапины;

     косвенные – нарушения пищевого поведения: булимия, анорексия, употребление алкоголя и наркотических веществ;

     татуировки, пирсинг, проколы ушных раковин (тунели);

     экстремальные, травмоопасные виды спорта и увлечения. – все те действия, которые приносят или потенциально могут принести вред здоровью и ощущение боли.

     Самоповреждение – частое последствие сексуального насилия в детстве или пренебрежения нуждами ребенка. У жертв насилия часто развивается ненависть к себе за неспособность остановить абьюзера.

     Другой причиной селфхарма бывают сложные отношения с матерью, к которой испытываются одновременно привязанность и сильная злость. Эта злость оборачивается на себя. Именно мать обычно является источником сочувствия и понимания, и если она не может быть теплой и принимающей, то и ребенок не развивает в себе способность жалеть и утешать себя. Вместе с ненавистью к себе это выливается в желание сделать себе больно.

     Когда у несовершеннолетнего появляется настойчивое желание нанести себе самоповреждение, он находится обычно в состоянии диссоциации, чувства переполняют его, и он наносит себе порезы, чтобы прийти в себя, вернуться в нормальное состояние или получить облегчение.

     Обычно ситуации, которые погружают подростка в такое эмоциональное состояние, связаны с тоской и отвержением другими, близкими людьми. Бессилие и ненависть также часто возникают в такие моменты. Ненависть первоначально предназначается родителям, которые не понимают или делают больно, но поскольку родители еще очень сильно нужны подростку, возникает страх разрушить их своей ненавистью, поэтому она обращается на себя. Бессилие вызвано ощущением невозможности получить утешение и понимание от родителей.

     Специалистам и родителям важно вдумчиво разобраться в причинах таких опасных состояний и научить подростка выплескивать накопившуюся душевную боль иными, более позитивными способами. Но для начала стоит признать: дети на самом деле страдают, их чувства настоящие и очень глубокие. Попытки навредить своему телу не всегда стоит расценивать как способ распрощаться с жизнью. чаще всего это вовсе не связано с желанием умереть. Любая травма, специально нанесенная себе несовершеннолетним – это повод начать хорошенько следить за ребенком и дарить ему как можно больше своего родительского внимания, тепла и любви. Ведь именно такие дети, которые хоть раз попробовали подобное, составляют группу риска по склонностям к суициду.

     Лечение самоповреждающего поведения осуществляется с помощью психотерапии. Первая задача в процессе коррекции селфхарма – выяснить его функции. Это может быть своего рода крик о помощи, который привлекает внимание окружающих к серьезности страданий подростка. Когда селфхарм управляет эмоциональным состоянием, нужно разговаривать о чувствах, чтобы научить подростка в них разбираться и, как следствие, лучше их контролировать, владеть другими способами выражать эмоции.

     Дайте подростку понять, что вы готовы к диалогу с ним, и даже если он не готов принять помощь от вас, скажите, что вы можете помочь найти тех, кто окажет эту помощь.

     Не отвергайте подростка. Ваш гнев или чувство вины – следствие вашей убежденности в том, что действия ребенка направлены против вас. Лучше сфокусироваться на поиске решения проблемы и не искать виноватых.

     Составьте план помощи, учитывая интересы и чувства несовершеннолетнего – лучше всего планировать дальнейшие действия в спокойной обстановке, не на пике тяжелых эмоциональных переживаний.

     Обратитесь к психологу или психотерапевту. Работу с психологическими проблемами, ведущими к самоповреждению, эффективнее всего начинать в подростковом возрасте. Ориентируйтесь на «точки соприкосновения» с подростком. Старайтесь выстраивать разговоры в форме диалога. Ориентируйтесь на компромисс в спорах. Ищите дипломатичные аргументы, если вы не согласны.

     Найдите что-то увлекательное, чем вы сможете заниматься вместе, что будет нравиться всем. Проявляйте интерес к чувствам, мыслям и высказываниям несовершеннолетнего, уважайте его мнение. Поощряйте интерес к любому творческому самовыражению.

Успехов в работе!

Список используемой литературы

  1. Подольская Н.А. Аутодеструктивное поведение в подростковом возрасте: профилактика и основы психолого-медико-педагогической помощи. Методические рекомендации – М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019.
  2. Шолохова М.А., Бурлака А.В., Аминов Р.Ш., Чумак Ю.А., Храпенко И.Б. Исследование аутоагрессивного поведения школьной молодежи // МНИЖ. 2021. №5-4.

ГКУ КК «Краевой методический центр»

Ведущий специалист, методист

отдела повышения квалификации

Семеютина С.А.