Развитие жизнестойкости – эффективный подход к профилактике суицидального поведения

     Подростковый период – непростое время как для подростков, так и для окружающих их людей. На этом этапе жизни юношам и девушкам приходится столкнуться с тяжелейшим кризисом и противостоять множеству стрессов. Это, а также особенности самого возраста (эмоциональная нестабильность, несформированная в достаточной степени способность к саморегуляции, максимализм в суждениях и т.д.) делают подростковый возраст рискованным с точки зрения антивитального и суицидального поведения. Особенно опасным считается период между 15 и 19 годами. Не может не вызывать тревогу и тенденция к росту числа самоубийств среди подростков (при этом статистика не охватывает незавершенные суицидальные попытки и антивитальное поведение). Поэтому так важно понимать, как именно формируется суицидальное поведение в молодом возрасте, и что может обеспечить его эффективную профилактику.

     На первом этапе формирования суицидального поведения подросток ощущает нежелание жить, бессмысленность свой жизни, он перестает видеть в ней ценность и задумывается о самоубийстве, но пока что не воспринимает его как единственно возможное решение всех своих проблем. Однако риск может резко возрасти, если ситуация станет критической (или если подросток будет воспринимать ее таковой).

     Если решение не найдено, если подросток не получает необходимую ему помощь и поддержку, размышления о смерти приобретают форму продумывания возможного способа ухода из жизни, взвешивания всех «за» и «против». За этим может последовать суицидальная попытка. Подросток стремится убежать от ситуации, кажущейся ему неразрешимой, и отчаянно пытается справиться с невыносимыми эмоциями. В качестве такой ситуации может выступить семейный конфликт, разрыв значимых отношений, опыт насилия, буллинг, утрата (смерть родителя, развод) и т.д. Действия подростка могут быть продиктованы обидой, страхом перед наказанием, боязнью насмешек и унижений, чувством вины. Значительно повышает суицидальный риск переживание одиночества, безнадежности и депрессии, а также импульсивность.

     Работа, направленная на профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, не может ограничиваться только снижением уязвимости к действию этих факторов. Важно также способствовать развитию факторов защиты. Вряд ли возможно сделать так, чтобы подросткам никогда не приходила в голову мысль о добровольном лишении себя жизни, но можно дать им эффективные стратегии саморегуляции, научить опираться на внешние и внутренние ресурсы, семью, школу, специалистов, развить в них стрессоустойчивость и жизнестойкость.

     Именно жизнестойкость лежит в основе способности противостоять стрессу и выступает в качестве одного из важнейших факторов, снижающих риск антивитального и суицидального поведения в молодом возрасте. Она представляет собой личностное качество, которое позволяет человеку более успешно справляться со стрессами и при этом сохранять работоспособность и баланс психического состояния. Человек с высокой жизнестойкостью стремится быть активным действующим лицом в своей собственной жизни. Он понимает, что избегание и отстранение не помогут решить проблему. Он убежден, что может влиять на то, что с ним происходит,  или, если это не возможно, выбирать свое отношение к этому. Наконец, он понимает и принимает то, что жизнь без стресса и риска не возможна, и даже в трудных ситуациях видит источник опыта.

     Кто-то обладает большей жизнестойкостью, а кто-то меньшей, и это во многом связано с опытом социализации. Однако жизнестойкость можно и нужно развивать: это подразумевает работу над формированием правильных установок, осознание жизненных стрессоров и собственных реакций на них, формирование эффективных копинг-стратегий и конкретных навыков (в межличностной, эмоциональной, когнитивной, поведенческой сфере). Групповой формат развития жизнестойкости открывает дополнительные возможности, например, обмен опытом между участниками, проигрывание тех или иных ситуаций, отработка навыков в микрогруппах и т.д.

     Конкретные методы развития жизнестойкости в контексте профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних могут быть заимствованы из различных подходов. Они могут быть направлены на развитие способности к саморегуляции, борьбу с негативным мышлением, формирование поведения, направленного на решение проблем и совладание со стрессом. Не менее важно помочь подростку определить свои ценности, чтобы он мог опираться на них даже в моменты кризиса. В рамках когнитивного подхода возможно обучение рефреймингу, позитивному диалогу с собой, технике «за и против», технике остановки и оспаривания негативных мыслей, оценке краткосрочного выигрыша и долгосрочного проигрыша, умению смотреть на ситуацию «сверху и со стороны». Сталкиваясь со сложными, вызывающими множество эмоций проблемами, подростки могут применять технику «Светофор». Она отражает три основных этапа решения проблемы, которые соотносятся с цветами светофора: красный – «Остановись, подумай», желтый – «Приготовься, составь план» и зеленый – «Вперед! Действуй».

     В силу возраста подросткам бывает трудно оценить последствия своих действий и увидеть ситуацию в перспективе будущего. Пример техники, которая может помочь подросткам в этом, – упражнение «Пять лет спустя», предложенное К. Фопелем. Молодым людям и девушкам предлагается представить, что они стали старше на пять лет, и описать, как должна выглядеть их жизнь. Для этого необходимо ответить на вопросы:

 

  • Где вы хотите жить?
  • Как вы хотите проводить большую часть своего времени?
  • Сколько денег вы хотите зарабатывать?
  • Кого вы хотите видеть рядом с собой в качестве самого близкого человека?
  • Чем вы будете заниматься в обычные дни?
  • Чем вы будете заниматься для собственного удовольствия?
  • От чего вы будете зависеть в вашей жизни?
  • Что будет наиболее важным в вашей жизни?
  • В чем будет заключаться главное отличие от вашей сегодняшней жизни?
  • В чем будет заключаться главная цель на будущее?

 

     Затем следует обсуждение, в котором может обнаружиться, что подросток склонен к катастрофизации и замечает только негативные факты. Это может стать еще одним предметом работы специалиста.

     У подростков, по определению склонных к импульсивности, крайне важно развитие навыков осознанности, способности оставаться в настоящем и не поддаваться влиянию мыслей, чувств и побуждений. Для этого используются различные формы медитации, техники замедления внутреннего диалога, наблюдения за потоком мыслей, заземления, сосредоточения на чем-то одном в противовес многозадачности. Одно из самых простых упражнений для повышения осознанности – это концентрация на дыхании: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и сосредоточиться на своем дыхании. Попросите подростков просто отмечать ощущения без попытки оценить их или изменить, а если они отвлекутся – не ругать себя, а спокойно вернуться к наблюдению. На выполнение упражнения отводится примерно 3 минуты.

     Суицидальный риск тем ниже, чем больше эффективных и безопасных способов быстро уменьшить сильную эмоциональную боль есть у человека. Основные из них – отвлечение, использование физических нагрузок и действий, вызывающих положительные эмоции. Принятие того, что жизнь не может быть всегда приятной, что в ней есть место негативным чувствам – важный компонент жизнестойкости, который перекликается с практикой самострадания – отказом от борьбы со своими эмоциональными переживаниями, их принятием. Подросткам может особенно подойти техника «Как бы вы отнеслись к другу?». В рамках нее предлагается представить, что их друг или близкий оказался в такой же ситуации и испытывает те же чувства, что они, а затем найти способ поддержать его. Эта методика также помогает справиться с самообвинениями и  чувством стыда.

     Иногда крайне важно совместно с несовершеннолетним разработать антикризисный план или план безопасности. Он может включать в себя описание сигналов, предупреждающих о близком кризисе, контакты людей и организаций, куда подросток может обратиться за помощью, включая Детский телефон доверия, и указания о конкретных действиях. План должен быть всегда доступен.

Список использованной литературы

  1. Галл Р., Краудер А.К., Файфер Л.У., Элсенраат Т. Практическая когнитивно-поведенческая терапия для детей и подростков. Более 200 упражнений для поддержки детей с тревожными и эмоциональными расстройствами, с расстройствами поведения, детей с аутизмом и СДВГ. – СПб.: ООО «Диалектика», 2020. – 272 с.
  2. Грузевски, К. Терапевтические игры для детей и подростков. 150 упражнений для повышения самооценки, налаживания отношений и совладания со стрессом / К. Грузевски; пер. с англ. А.Н. Шляховой. – «Диалектика», 2021. – 224 с.
  3. Ефимова О.И., Егорова О.И. Жизнестойкость как способ предотвращения суицида: реальность или вымысел?//Профилактика зависимостей. – 2017. – № 4 (12). – С. 40–42.
  4. Кузнецова Е.В. Развитие жизнестойкости лиц юношеского возраста средствами тренинговой работы // Вестник экспериментального образования. – 2019.
  5. Мисюченко Е.И. На стороне жизни: план безопасности//Психологическая газета. – 2020 [Электронный ресурс]. – URL: https://psy.su/feed/8540/.
  6. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М.: Смысл, 2001. – 494 с.
  7. Фопель К. Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество/К. Фопель – «Интермедиатор», 2006. – 114 с. (На пороге взрослой жизни. Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами).

Малюкова Д.А., ведущий специалист,

психолог отдела консультативно-

психологической помощи по телефону

Начальник отдела

консультативно-психологической

помощи по телефону              Н.С. Белая