«Подростковая лень. Помощь в преодолении»

     Родителей часто беспокоит то, что подростки ничего не хотят. Еще вчера они с удовольствием занимались спортом, в кружках – теперь отказываются категорически. Что происходит с ребенком? Почему ему ничего не хочется? Иногда кажется, что повзрослевшего ребенка ничего не интересует: «Учиться не хочет, старые увлечения забросил. Сидит в гаджетах, спит до обеда. И при этом он устал! А с чего уставать-то? Просто ленится!».

     Что же такое лень? С точки зрения психологии лени не существует. За этим понятием всегда стоит что-то еще – отсутствие мотивации, страх неудачи.

     В средние века лень отождествлялась с унынием (acadia), означавшим психическое опустошение. Под этим названием она была отнесена к числу смертных грехов и пороков человека. Негативный смысл лени усиливался тем, что она провоцировала появление множества других пороков, в том числе обмана, лести, пьянства, воровства.

     В российской культурной традиции лень издавна определялась как «неохота работать», «отвращение от труда, от дела, занятий», «наклонность к праздности, тунеядству». Ленивый человек – это тот, кто любит безделье, не желает работать, заниматься, это человек вялый и медлительный. Вместе с тем, в последнее время лень упоминается не только как «мать всех пороков», но и как «сестра всех достижений».

     Практическая ценность лени заметно возрастёт, если вспомнить своеобразный перечень технических изобретений, совершенных благодаря лени, например, появление «корректора», автомата «караоке», электронной почты, стиральной машины, пульта для телевизора и т. п.

     Почему же именно в подростковом возрасте человек наиболее часто склонен лениться? За подростковой ленью могут скрываться совершенно разные проблемы: депрессия, проявление страха или беспомощности, агрессия, выраженная в пассивной форме (протест или провокация); следствие хронических перегрузок, подражание, один из способов обратить на себя внимание, плохое самочувствие вследствие высокого расхода энергии и гормональной перестройки. В организме ребенка происходят глобальные гормональные изменения, провоцирующие постоянное чувство усталости, которую он действительно ощущает. Во-вторых, подростки не всегда знают, чем конкретно можно заняться. Период детских игр уже позади, а взрослые дела дома вряд ли можно назвать увлекательными. И подросток теряется… Еще одна причина – нежелание подчиняться, стремление жить не так, как родители. Лень дает возможность для размышлений, особенно в подростковом возрасте. Это очень важно для самоопределяющейся личности, когда ребенок задумывается, кто он, зачем появился на свет, когда он ищет себя.

     Попробуем разобраться в причинах подростковой лени.

     Гормональная перестройка, приводящая к рассеиванию внимания, снижению учебной мотивации, усилению сексуальных интересов. На первый план выходят отношения со сверстниками, какие-то события личной жизни, забота о внешнем виде, бурная эмоциональная жизнь. Это нормальные состояния, нормальные признаки подросткового возраста. Вследствие происходящих перемен у подростка снижается самоконтроль, взять себя в руки и заставить что-то делать становится почти невозможно. Исследования доказали, что до 17−18 лет у подрастающего человека еще недостаточно развиты лобные доли мозга, отвечающие за планирование и оценку происходящего. Получается, что лень подростка – это зачастую просто физиологическая неспособность адекватно спланировать свои действия или оценить последствия бездействия. Придется подождать, пока ребенок «дозреет»!

     Недостаточная мотивация. Подросток просто не понимает, зачем ему тратить весь учебный год на зубрежку физики, если она ему не нужна в той профессии, которую он выбрал. Изучение этого предмета неинтересно, тяжело дается и, по мнению подростка, бессмысленно. Конечно, ему гораздо приятнее провести это время с друзьями или поиграть на компьютере, он ленится решать сложные задачи. Родителям необходимо поддерживать интерес подростка к учебе, давать творческие задания, которые ему по силам. Оказывать посильную помощь в связи знаний, получаемых в школе, с жизненной практикой самого подростка сейчас, а не в далекой перспективе. Добиваться, чтобы учебный материал стал адекватным для восприятия вашего ребенка.

     Усталость. Причем не только физическая, но и интеллектуальная. На современных детей в школе, на улице, дома, в интернете обрушивается шквал информации, и чтобы усвоить её, требуется много усилий. Родителям стоит рассказывать детям о техниках управления временем и важности режима дня. Зачастую подросток оказывается не готов к такой нагрузке, не может ее побороть, устает. В этом случае лень свидетельствует о потребности в отдыхе. В распорядке дня ребёнка, сколько лет бы ему ни было и какими разносторонними не были его интересы, обязательно должно быть время на отдых. Причём на тот отдых, который нравится именно ему. Даже если подросток просто лежит на диване, не стоит укорять его, выгонять на улицу или заставлять читать книгу.

     Отсутствие интереса, инициативы. Нет живого интереса. А если делаешь что-то без интереса, то приходится прикладывать очень большие усилия. Подростку необходимо участвовать в принятии решений в семье: куда поехать на отдых, выбор учебного заведения, по поводу крупных покупок в семье. Так на практике он узнает, как принимаются решения. Необходимо поощрять проявления инициативы у подростка. В реальности родители зачастую принимают важные для подростка решения, не советуясь с ним, подавляя инициативу.

     Инициатива вырастает из интереса, а родители часто не в курсе интересов подростка и полагают, что лучше знают, что должно быть ему интересно. Хорошо бы дождаться просьбы от ребенка. Многие занятия являются либо желанными, либо престижными. И может быть, он сам о чем-то попросит, тогда сам за это и будет отвечать. Подростки очень ценят самостоятельность и когда к их мнению прислушиваются. Чем больше интересов у ребенка, тем меньше места для лени в его жизни.

     Протест, сопротивление принуждению. Когда не просто просят, а требуют сделать «как сказали», причём тут же, сиюминутно. Дети ничего не делают потому, что не хотят удовлетворять чужую потребность, чужое желание.

     Ребенок может лениться делать то, о чем его просят, чтобы «насолить» взрослым, например, если те в свою очередь пренебрегли чем-то важным и интересным для него.

     Наличие сильных подавленных чувств. Сильные подавленные чувства, те, которые не осознаются, отнимают много энергии. Злость, страх, тревога в отношении другого человека, школы, учителя, родителя может находиться под сильным запретом и не осознаваться. На подавление чувств уходит много энергии, которая могла бы пойти на выполнение действия.

     Боязнь ответственности, заниженная самооценка. Подросток заранее уверен, что у него не получится то, что он задумал, у него пропадает желание за это браться. Заниженная самооценка, страх неудачи, перфекционизм, неверие в себя могут приводить к отказу от деятельности, который легко принять за «лень». На самом деле, если родители очень критично относятся к ребенку, то все, что знает о себе ребенок, – это то, что он какой-то «не такой». Это означает, что и делать он все будет скорее всего как-то «не так». Тогда зачем ему делать что-то, если от родителей и учителей он будет слышать только недовольство и критику? Если же родители регулярно будут брать любую инициативу в свои руки, то без них ребенок начнет чувствовать себя беспомощным.

     Отстающие дети часто окончательно теряют мотивацию также как и дети родителей-перфекционистов, потому что становится невозможно угодить взрослым, получить добрые слова и положительные оценки. Боязнь совершить ошибку и получить за это наказание, заставляет подростков быть очень осторожными и малоактивными. Избегание провала становится стилем жизни.

     Лень – это маска, скрывающая истинную причину кажущегося бездействия. Будьте внимательны к симптомам лени: Как проявляется? В какой момент? Как долго? Ребенок постоянно спит или наоборот подолгу гуляет? Он часами играет в компьютер или сидит в соцсетях? Рисует, пишет, поет, танцует? В этом можно увидеть потребности подростка, что его сейчас увлекает и наполняет.

     Родителям нужно не искать способы борьбы с ленью, а постараться выяснить её причины. Обратить внимание, от чего именно отказывается ребенок, проявляя лень. Не хочет делать домашнее задание или идти в школу? Отказывается от обязанностей по дому или от общения с родными и сверстниками?

     Лень может скрывать истинную трудность подростка: недостаток воли и организованности, страхи, сопротивление чему-либо, неумение общаться, низкую самооценку, физическое недомогание, психическое перенапряжение.

     Лень может быть поводом для разговора с ребенком. Будьте внимательны к своим словам, адресованным ребенку в момент, когда он объясняет причины своей лени. Так вы сможете найти корень проблемы и помочь с ней справиться.             В силу специфики подросткового возраста приоритетное значение имеет родительский самоконтроль. Контролируйте себя, уважайте то, что и как делает ребенок. Не нужно врать, если пока нет особых заслуг, но нужно приложить усилия, чтобы видеть в нем что-то хорошее, достойное вашего признания. А это всегда есть, нужно только суметь это разглядеть! Иначе подросток пойдет туда, где его признают и уважают. И вовсе не факт, что вы будете знать какие люди дают вашему ребенку то, что ему так необходимо, и почему он к ним так привязан.

     Постарайтесь (ни вслух, ни мысленно) не сравнивать ребенка с его сверстниками или другими детьми более яркими, успешными или послушными.

     Не зацикливайтесь на оценках ребенка – вместо этого обращайте свое и его внимание на интерес к новой информации, на общий уровень эрудиции и умение пользоваться знаниями.

     Создайте для подростка «зону успешности» – возможность и пространство для того, чтобы он чувствовал себя уверенно, мог видеть собственные достижения и гордиться ими. Это не обязательно должны быть школьные дисциплины, спорт или творчество, возможно ваш ребенок талантлив в дружбе, умеет прийти на помощь или способен тонко чувствовать!

     Если родители увлечены своим делом, это и заразительно, и воспринимается как норма. Увлеките, поддержите в необходимости проявить усердие; радуйтесь, когда ребенку удалось что-то трудное. Позвольте подростку самостоятельно делать то, что ему интересно, даже если он делает это неидеально. Помогите видеть прогресс и радоваться ему. Ребенок, привыкший побеждать, будет с удовольствием искать новых побед, а те, у кого ощущение победы все время отнимается, будут чаще «опускать руки».

Список литературы

  1. Иванников В.И. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 1991.
  2. Млодик И., Сушинский С. Эти беззащитные подростки. Питер, 2016.
  3. URL: https://psy.su/feed/9936/ (дата обращения: 13.03.2023).
  4. URL: https://www.b17.ru/article/306777/ (дата обращения: 13.03.2023).

Ведущий специалист, методист

отдела работы с приемными семьями              Е.Н. Коломийчук

 

Начальник отдела работы

с приемными семьями              Н.И. Некрасова