Групповая работа с детьми – жертвами насилия

     Насилие для несовершеннолетнего является психологической травмой, последствия которой проявляются во всех сферах жизни: нарушается образ «Я», возникают проблемы в отношениях с другими людьми, формируются психосоматические заболевания. Телесно-ориентированный подход позволяет эффективно работать с последствиями травмы насилия, используя тело в качестве основного инструмента работы.

     Перенесенный опыт насилия фиксируется в теле в виде напряжения и зажимов, мешающих нормальному функционированию и развитию организма. Снятие телесных блоков способствует изменениям на уровне психики: улучшается психологическое самочувствие, снижаются интенсивность проявлений посттравматического стрессового расстройства.

     В качестве примера ниже представлены упражнения, направленные на поддержание и восстановление психического и физического здоровья ребенка, снижение психоэмоционального напряжения, развитие навыков саморегуляции. Эти упражнения могут быть использованы психологами при осуществлении психологического сопровождения детей, пострадавших от насилия.

Упражнение «Пластилиновый человек»

     Цель: осознание границ тела, снятие психоэмоционального напряжения.

     Инструкция: исходное положение ‒ дети сидят на корточках, голова лежит на коленях, глаза закрыты. Ведущий произносит следующий текст: «Представьте, что вы – это большой ком пластилина, который находится в закрытой коробочке. Вам тепло и уютно находиться в вашей коробочке, но через время становится скучно. Хочется посмотреть на мир вокруг и познакомиться с ним, находя в нем интересные знакомства, исследуя пространство и совершая необыкновенные открытия. И вдруг случилось чудо: коробочка открылась и вас начинает пригревать солнышко. И под этим ласковым теплом в пластилине начинает зарождаться жизнь. Сейчас вы будете «лепить» из себя человека. Делать это надо так: сначала медленно выпрямитесь, встаньте во весь рост. Вы можете почувствовать большое напряжение в шее, позвоночнике, ногах. Вот и готов «стержень». Затем мы с вами будем аккуратно «лепить» руки от плеча, почувствуйте, как напряжение растекается в руки. Далее медленно «лепим» кисти, пальцы. Они плохо слушаются вас, стремятся склеиться друг с другом. Но вы не сдаетесь и продолжаете лепить свои пальчики и кисти. А теперь пластилиновыми пальчиками вы начинаете лепить голову и лицо. При лепке мы ничего не забудем, вылепим лоб, брови, глаза, уши, щеки, нос, рот, подбородок, шею. Теперь ваши пальцы бегут по груди, животу, бедрам, проходят по коленкам и ступням. Медленно выпрямитесь. Вы закончили лепить фигуру человека.  Ничего не забыли? Какое получилось выражение лица? Веселое? Грустное? Задумчивое? Оглядитесь вокруг. Где вы находитесь? Помните, что ваше тело пока напряженно-пластилиновое. Теперь начинайте медленно ходить по комнате. Осторожно поднимайте пластилиновые ноги, медленно сгибайте колени, двигайте пластилиновыми руками. Куда и зачем вы направляетесь? Куда хочется пойти? Остановитесь. Почувствуйте, как теплый солнечный луч греет ваши пластилиновые ноги, они начинают «таять», затем луч перебирается выше, доходит до пояса, груди, шеи, макушки головы. Пластилин стекает с вас, весь оказывается на полу. Теперь ваше тело свободно, оно человеческое. Ощутите, как расслабляется каждая клеточка вашего тела».

Упражнение «Нет»

     Цель: стабилизация психоэмоционального состояния. Работа с проявлениями агрессии.

     Инструкция: группа движется по кругу, каждый шаг фиксируется, на шаг правой ногой участникам нужно выбрасывать руки вперед и громко говорить: «Нет!».

Упражнение «Когти и зубы»

     Цель: снятие психоэмоционального напряжения, активизация инстинкта самозащиты, повышение жизнестойкости.

     Инструкция: «Представьте, что вы очень уверенный человек, вы ничего и никого не боитесь. Глубоко вдохните, распрямите плечи, выпрямите позвоночник. Кисти рук вы поднимаете к плечам, раскрываете ладони, сгибаете пальцы, как будто у вас длинные и очень острые когти. Губы растягиваются, обнажая зубы. А теперь вы начинаете выдыхать и одновременно рычать. Снова делаем вдох, но теперь руки опускаются, когти убираются, тело полностью расслабляется. Сделаем это упражнение несколько раз».

 

     Источник литературы:

  1. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы взрослости. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 416 с.
  2. Психотерапия для начинающих. Самоучитель. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2016. – 575 с.

Томенко С.С. ‒ ведущий специалист,

психолог отдела психолого-

методического сопровождения

Начальник отдела

психолого-методического

сопровождения              С.В. Кривотурова