Принимать или ломать

     Маленькая личность.     

     Мы привыкли думать, что из детей можно «вылепить» всё, что захочется, главное – приложить усилия. При этом часто забываем, что ребёнок – это личность со своим характером и предпочтениями. Поэтому первое, что нужно сделать, это научиться принимать детей такими, какие они есть.

     В чём основная цель воспитания? Наверняка ответите, что главное – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, привить ему необходимые качества и навыки, которые в дальнейшем помогут добиться успеха и стать счастливым. Но всегда ли наши представления о счастье и благополучии являются тем, что на самом деле нужно нашим детям? И что важнее: принимать ребёнка таким, какой он есть, или воспитывать, подгоняя под свои стандарты? Только принимая детей целиком, мы признаём за ними право на индивидуальность. А это право очень много значит для подрастающего человека.

     Конечно, речь не о том, что дети должны расти как трава. Вообразите, что вы садовник, который заботливо ухаживает за своим садом, подкармливает и удобряет растения. И при этом он позволяет смородине оставаться смородиной, а не пытается переделать её в куст розы. Садовник получает прекрасные результаты, только если уважает право каждого растения быть самим собой и следовать своему естественному предназначению. Родителям бывает непросто примириться с теми качествами ребёнка, которые не вписываются в наши представления об «идеальной личности».

     Зеркало для родителя.

     Приглядитесь повнимательнее к своим детям: их реакция подскажет, на правильном ли вы пути. Опасными можно считать следующие сигналы.

     Во-первых, «защита», когда ребёнок уходит в себя, становится скрытным, замыкается.

     Во-вторых, «нападение», ребёнок зацикливается на ненавистной вам черте и будто нарочно всё делает наоборот.

     И наконец, «капитуляция». Боясь наказания, он подавляет в себе те или иные черты, что в итоге может привести к постоянному страху перед родителями и появлению комплексов. Постарайтесь найти причину своего недовольства. Посмотрите правде в глаза, ведь чаще всего в наших детях нам не нравятся те же черты, что и в себе. Так что для начала нужно разобраться со своими «тараканами». Для этого попробуйте выполнить одно упражнение.

     Возьмите лист бумаги и напишите: «Что мне не нравится в себе и в окружающих…» Попытайтесь максимально полно и честно ответить на этот вопрос. Не удивляйтесь, если в итоге получится целый список. Есть ли в нём черты, которые вы не принимаете в своём ребёнке? Если есть, то вам необходимо отделить действительно негативные качества от тех, которые вам просто не нравятся. Только так вы сможете найти с детьми общий язык, стать ближе друг другу.

 

Начальник отдела

консультативно-психологической

помощи по телефону               Н.С. Белая