«Кибербуллинг: психологическая адаптация детей и подростков»

     «Тебе всё равно кАпец, где бы ты не появился!» – подобные фразы нередко появляются в социальных сетях. Запугивания, преследования всегда несут тревогу, ощущение угрозы людям любого возраста: в особую группу риска попадают несовершеннолетние дети и подростки.

     С проявлениями агрессии тяжело сталкиваться в реальности, но ещё тяжелее тогда, когда это происходит в виртуальном пространстве. Данное явление получило название – кибербуллинг (от англ. «cyberbullying» – киберзапугивание). Это агрессивные, умышленные, продолжительные по времени действия, совершаемые группой лиц или одним лицом, с использованием цифровых форм контакта и повторяющиеся неоднократно в отношении жертвы, которой трудно защитить себя. Синонимичными понятиями кибербуллинга являются: электронная травля (от англ. «electronic bullying») и социальная жестокость онлайн (от англ. «online social cruelty»).

     В чём особенности кибербуллинга?

     Территория кибербуллинга – интернет пространство социальных сетей, где дети и подростки проводят немало времени, общаясь с самыми разными пользователями.

     Кибербуллинг опасен своей внезапностью, непредсказуемостью, всепроникающей способностью рушить прежние связи и отношения, влиять на репутацию, так как нередко агрессор стремится опорочить жертву в глазах наибольшего количества людей.

     Кибербуллинг, как тень, накрывает несовершеннолетнего и затягивает его в паутину переживаний и спутанных действий в попытке справиться с ситуацией. Он возникает словно ниоткуда. У преследователя, кибербуллира, по сути, нет конкретного лица, а жертва кибербуллинга всегда известна и находится на виду.

     В большинстве своём свидетели кибербуллинга предпочитают не вмешиваться в происходящее. Они становятся негласными наблюдателями – ведь есть вероятность каждому из них стать очередной жертвой травли. И всё же дети и подростки в этой ситуации более активны, чем взрослые. Они чаще стремятся узнать суть происходящего, выяснить, кто прав, а кто виноват.

     Сопутствующими проявлениями кибербуллинга являются флейминг, троллинг, груминг, группы ненависти, секстинг, секс-шантаж, порноместь, социальная изоляция, слэм-бук.

     Кибербуллинг всегда оставляет свой след. Ситуация травли, в которой оказался ребёнок или подросток, может иметь тяжёлые последствия. (Данные признаки в ситуации кибербуллинга проявляются уже как индикаторы, которые взрослым необходимо вовремя распознать). Это могут быть: длительные переживания обиды, страха, злости, отвержения и гнева; депрессивные состояния, самоповреждения, суицидальные мысли и намерения; симптомы посттравматического стрессового расстройства; боязнь и избегание социума; отказ посещать секции, кружки, школу и учебные заведения, а также резкое снижение успеваемости; стремление к употреблению психоактивных веществ; агрессивность во взаимодействии с окружающими.

     Роль жертвы отрицательно сказывается на самооценке и психическом самочувствии. Несовершеннолетний может потерять веру в себя и свои силы, стать неуверенным и эмоционально уязвимым.

     Роль агрессора также имеет свои последствия, что может появиться прежде всего в потере чувства самоконтроля, в формировании ложного ощущения неуязвимости, всемогущества, безнаказанности.

     Как можно помочь ребёнку или подростку, ставшему жертвой кибератак? Прежде всего оказать поддержку в реальности, сказать о том, что он не одинок. В интернете написать обращение, выражающее готовность защитить, быть рядом, свидетельствующее о доверии и невиновности жертвы кибербуллинга, а также обратиться с жалобой на комментарии киберагрессора.

         В эпоху интернет-коммуникаций невозможно остаться вне поля деятельности, вне контакта. В связи с этим взрослым важно:

  • научить подрастающее поколение грамотно пользоваться гаджетами и поиском конкретной информации;
  • познакомить с правилами взаимодействия в виртуальном мире, допускающим игнорирование провокационных обращений;
  • использовать фильтры для отсеивания ненужных связей и не давать о себе личную информацию;
  • выбирать сайты, группы, чаты, где есть модератор, отвечающий за этику взаимодействия и непричинение вреда участникам.

Киберсловарь

     Аутинг (от англ. «outing» – вылазка, выход). Преднамеренная публикация личной информации жертвы с целью унизить ее, при этом произведенная без согласия жертвы. Киберобидчики могут создавать поддельные профили, т.е. скрывать, кем они на самом деле являются, чтобы травить жертву.

     Диссинг (клевета) (от англ. «dissing» – оскорблять). Очернение репутации, распространение слухов и сплетен. Агрессор генерирует любую информацию, которая выставит жертву плохой. Часто информацию преувеличивают, делают «фотожабы», подделывают переписку в сети.  

     Кетфишинг (от англ. «catfishing» – тот, кто занимается «ловлей на котиков»). Форма кибербуллинга, при которой киберхулиган с целью обмана (в том числе для романтических отношений) воссоздает профили жертвы в социальных сетях на основе украденных фотографий и других личных данных.

     Киберсталкинг (от англ. «cyberstalking»; «to stalk» – преследовать, выслеживать). Преследование кого-либо через интернет и другие электронные средства коммуникации с целью угрозы, противозаконных действий или повреждений, жертвами которых могут стать получатель сообщений или члены его семьи.

     Фрейпинг (от англ. «fraping» – форма буллинга, кибербуллинга). Действия, при которых обидчик каким-либо образом получает контроль над учётной записью жертвы в социальных сетях и публикует нежелательный контент от её имени. Цель – выставить человека в смешном или неприглядном виде.

     Группы ненависти. Создаются про отдельного человека, в них обычно добавляют знакомых жертвы, а также публикуется оскорбительная информация о жертве.

     «Слэм-буки» (от англ. «slam book», онлайн «слэм-бук» – тетрадь). Дневники, в которых школьники размещают различные рейтинги и комментарии, в том числе негативные, подавляющие самооценку одноклассников.

     Всем детям и подросткам по мере взросления приходится адаптироваться и осваивать привила социума. Интернет-пространство ещё более стремительно способствует повышению иной грамотности несовершеннолетних, что позволяет им быть психологически готовыми к виртуальным взаимодействиям, а также проявлениям кибербуллинга.

 

Список использованной литературы

 

  1. Акулич, М.М. Троллинг в социальных сетях: возникновение и развитие /М.М. Акулич // Вестник РУДН, серия Социология – 2012 – № 3.
  2. Бочавер, А.А., Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – – Т. 11. – № 3. – С. 177–191.
  3. Внебрачных, РА. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах/Р.А. Внебрачных//Вестник Удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. – В. 1. – С. 48-51.
  4. Людкевич, Ю.Н. Деструктивное поведение в онлайн-общения: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] / Ю.Н. Людкевич, Е.В. Гришай, Т.Х. Люев //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки – 2021. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/, свободный. Загл. с экрана.
  5. Кобец, П.Н. Противодействие угрозам киберсталкинга – важнейшей проблеме, исследуемой в рамках совершенствования аспектов информационной безопасности регионов в условиях глобализации информационного пространства/П.Н. Кобец//Вестник Прикамского социального института, Юриспруденция, 2017. № 1 (76). С. 27–35.
  6. «Ты – ошибка природы». Что такое кибербуллинг и как защитить от него ребёнка [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vdtd.ru/what-is-cyberbullying/, свободный. Загл. с экрана.

 

Попова Л.М. – ведущий специалист,

психолог отдела консультативно-

психологической помощи по телефону

 

Начальник отдела консультативно-

психологической помощи по телефону               Н.С. Белая