Профилактика эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы. Тактильная билатеральная стимуляция: упражнение «Объятия бабочки»

   Проблема синдрома эмоционального выгорания специалистов социальной сферы является актуальной проблемой на сегодняшний день, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное воздействие не только на самих сотрудников, но и на их самочувствие и на тех, кто находится рядом с ними.

   Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром X. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Согласно Фрейденбергеру, эмоциональное выгорание является результатом истощения энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей.

   Существуют различные взгляды на природу этого феномена, но большинство исследователей определяют выгорание как негативное психологическое явление, включающее в себя психоэмоциональное истощение, которое сопровождается чувством глубокой усталости и опустошенности, возникновением отрицательного, циничного либо безразличного отношения к субъектам деятельности, утратой профессиональной мотивации, связанной с ощущением некомпетентности и не успешности в работе.

   Высокий ритм, планы, переработки, конфликты между сотрудниками, давление руководства, несправедливость оценки вклада и т.п., все это приводит к возникновению хронического стресса у персонала, и следствие потеря производительности труда, снижение вовлеченности, конфликты между сотрудниками. Многие сотрудники отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

   Реальная практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к рабочим обязанностям в течение 1-2-х лет.

   Все это обуславливает острую необходимость работы с персоналом по профилактике эмоционального выгорания. Для снятия эмоционального напряжения могут использоваться разные виды билатеральной стимуляции. Предлагаем рассмотреть тактильную билатеральную стимуляцию: упражнение «Бабочка». Данное упражнение является техникой самопомощи для сотрудников социальной сферы, которую можно использовать, чтобы снизить стресс и привести себя в более спокойное состояние при столкновении с трудностью.

    Как выполнять упражнение?

  1. Вспомните ситуацию за последнюю неделю, которая немного беспокоит вас. По шкале от 0 (полное безразличие) до 10 (максимальная степень дискомфорта) эта ситуация должна вызывать беспокойство не более, чем на 4-5. Например, это может быть неприятная поездка в транспорте или небольшое разногласие с коллегами.
  2. Представьте, какая картинка появляется, когда вы думаете об этой ситуации. Вспомните, какие мысли и чувства вы испытывали о себе, какие ощущения были в теле.
  3. Скрестите руки у себя на груди и начните попеременно левой и правой рукой слегка похлопывать себя по плечам с комфортной для вас скоростью. В это же время можете широко и быстро двигать глазами из стороны в сторону (это не обязательно). Продолжайте примерно 30-40 секунд. Затем сделайте глубокий вдох и выдох.
  4.  Обратите внимание на то, какие чувства, мысли и телесные ощущения у вас появились. Заметьте все, что к вам приходит.
  5. И давайте сделаем еще один сет (повторить действия из шага 3). Похлопывайте себя по плечам и двигайте глазами (влево – вправо) в течение 50-60 секунд. Сделайте спокойный глубокий вдох и выдох.
  6. Отметьте, что изменилось. Возможно, у вас появляются другие мысли, новые ощущения в теле, или вы чувствуете изменения в эмоциональном состоянии. Обратите на это внимание.
  7. Снова начните попеременно похлопывать себя по плечам и двигать глазами (не нужно это делать синхронно вместе с глазами, просто продолжать). Выполняйте это около 60-65 секунд. Затем сделайте глубокий вдох и выдох.
  8. Заметьте, что изменилось на этот раз на уровне эмоций, мыслей и телесных ощущений. Например, вы можете почувствовать себя более спокойно. Это могут быть любые изменения (по любому из каналов когнитивному, соматическому или эмоциональному, они могут быть любыми, главное, чтобы что-то менялось), но важно, чтобы они были.
  9.  Вернитесь к стрессовой ситуации, которую вы вспоминали (в самом начале упражнения в шаге 1). Подумайте, насколько изменилось ваше восприятие этой ситуации. Кажется ли она менее беспокойной, менее яркой? Возможно, она отдалилась? Заметьте этот эффект.
  10.  В заключительный раз повторите похлопывание по плечам и движение глазами в течение 40-50 секунд. Сделайте глубокий вдох и выдох.
  11. Вернитесь к выбранной ситуации. Обратите внимание на то, как изменилось ваше состояние в целом, когда вы ее вспоминаете. Для кого-то она могла стать дальше, а для кого-то – менее беспокойной. Возможно, кто-то и вовсе может с трудом ее вспомнить. Вот такой эффект нам дает билатеральная стимуляция.

   Выводы: Билатеральная стимуляция (БЛС) – стимуляция левого и правого полушарий мозга, которую мы выполняем движением глаз и похлопыванием. Такого рода самопомощь вы всегда можете оказать себе, если произошло что-то стрессовое. В зависимости от степени стресса на это может понадобиться порядка 4-5 сетов. Если более сильное потрясение, то лучше обратиться к специалисту.

   Источник литературы:

   Н. А. Власов Руководство по EMDR/ДПДГ. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2020. – 512 с.

 

Руденко С.В. ‒ ведущий специалист, методист отдела психолого-методического сопровождения