«Особенности общения психолога с «трудными родителями»

   Мы часто говорим о «трудных» детях и подростках. Как правило, говоря о трудном ребёнке, мы предполагаем его плохое поведение, которое может выражаться в различных формах, в корне отличающихся друг от друга. А также мы понимаем и то, что всегда существуют причины такого поведения детей. Например, это может быть связано с неправильным поведением родителей или обусловлено внутренними переживаниями ребёнка.

   С детьми все понятно. А вот со взрослыми – нет! О каких родителях можно говорить, что они «трудные»? В чём выражается эта трудность? И как психологу общаться с такими родителями, преследуя основную цель: помочь ребёнку? Как правило, родители, которые больше всего нуждаются в психологической помощи, не проявляют заинтересованности в ней или не идут на контакт со специалистами в решении вопросов воспитания и развития ребёнка.

   Психологические типы «трудных» родителей

   1 тип.         Идет напролом, агрессивен, бесцеремонен и временами даже груб. Часто не видит и не слышит ни себя, ни собеседника. Взаимодействие рассматривает как игру-соревнование, боится оказаться неправым и, чтобы не проиграть, нападает первым. Иногда за маской гордыни и независимости может скрываться уязвимость и бессилие.

Рекомендации.

Лично к вам агрессия не имеет отношения – он ведет себя так со всеми. Говорить необходимо кратко, ясно, спокойно, уверенно, так, чтобы чувствовалась ваша сила. Не говорите, что он не прав. Излагайте свою точку зрения как иную, отличную от его точки зрения.

   2 тип. Как обиженный ребенок может неожиданно взорваться. Не в состоянии простить ни себе, ни другим потерю контроля над ситуацией. Постоянно недоволен самим собой.

Рекомендации.

Дайте разрядиться, проявите сочувствие.

   3 тип. Всегда всем недоволен, не верит ни себе, ни другим и во всем разочарован.

   Рекомендации.

   Покажите, что вы понимаете проблему – это поможет. Ему важно, чтобы его услышали и поняли. Переключите его энергию на поиск выхода из проблемы.

   4 тип. Все знает лучше других и не терпит компетентности других. Хочет управлять событиями, соперников буквально парализует острыми замечаниями и бестактностью.

   Рекомендации.

   Не воспринимайте его бестактность как личное оскорбление, он ведет себя так со всеми. Излагайте свою позицию в разговоре с ним: «может быть», «мне кажется». Используйте местоимения: «мы», «у нас». Этот подход поможет превратить такого родителя в союзника.

   5 тип. Находится в тени, не проявляет себя, боится ответственности. Не тщеславен, не стремится к самоутверждению.

   Рекомендации.

   Такого родителя при разговоре необходимо подбадривать шутками. Показать, что позиция «в тени» не только вредит самому родителю, но и может иметь отрицательные последствия для ребенка.

   Фазы общения с «трудными родителями»

   На первой фазе общения с трудными родителями необходимо сохранить   эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и «охлажденный» нейтралитет, то есть не позволить себе зарядиться отрицательными эмоциями родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность.

   В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности.

   На первой фазе общения с «трудными родителями» специалисту необходимо спокойно кивать собеседнику головой, вставлять нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…».

   Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.

   Вторая фаза общения – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем. Чтобы избежать противостояния с родителем, необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость, подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка.

   Специалисту важно помнить – не надо стремиться во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение, давление всегда приводит к протесту. Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей. Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и специалиста, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена: «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

   Всегда стремитесь быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Старайтесь почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находите возможность каждый раз говорить что-то положительное о ребёнке, используя правило «два плюса-один минус».

   Работа психолога предполагает некий личностный рост, в том числе и осознанное прорабатывание и предотвращение деструктивных типов поведения. Психолог всегда и в любой ситуации должен быть спокоен, выдержан и приветлив, уметь выдерживать паузу, когда «трудные родители» возбуждены, эмоциональны и настойчивы в своей ошибочной «правоте».

   Старайтесь успокоить родителей не словом «успокойтесь», а, например, фразой: «да, да, возможно вы правы, давайте всё обсудим более подробно, и тогда нам будет уже понятно, как быть и что делать» и т. д.

   Одна из важных задач психолога в процессе общения – расположить к себе родителей и донести до них необходимую информацию, ссылаясь на психологию, потому что зачастую родители воспринимают слова психолога как его собственное мнение. Специалист должен знать, какие вопросы он может задать родителям, не вызвав при этом у них негативных реакций. Благодаря этому он сможет увидеть определённые особенности у родителей, с которыми придётся работать. Это необходимо для того, чтобы профессионально выстроить беседу, которая имеет большое значение в дальнейшей работе с семьей в целом, увидеть наличие психологических особенностей у родителей. А самое главное – общаться с родителями на понятном для них языке в области психологических проблем, независимо от того, какое у них образование.

   Когда человек нервничает, сдерживается с трудом, враждебно настроен, его мышление сужается. В таком зажатом состоянии мозг не воспринимает новую информацию и, тем более, не способен ей следовать. Это необходимо учитывать, когда психолог разговаривает с «трудными родителями». Важно спокойно и доверительно обращаться непосредственно к родителю и говорить с ним. Так удастся снизить напряжение и успокоить его, например, фразой: «Конечно, лучше вас вашего ребёнка не знает никто, и это понятно. Но мне нужна ваша помощь, без неё я не смогу помочь вам найти выход из сложившейся ситуации. Результат будет, если вы поможете мне, и только в этом случае у меня получится помочь вам».

   В данный момент следите за «языком» тела. Будьте расслаблены, но уверены в том, что говорите. Родитель воспримет это как искренний разговор с ним. Вы убеждаете его: «Все будет хорошо. Мы справимся». Ваша задача в беседе подобрать такой тон и такие слова, чтобы родители в напряженном разговоре отреагировали так, как это нужно вам.

   Психолог должен не поддаваться на провокации «трудных родителей», например, такие: «Что может решить ваша психология? Это всё несерьёзно и бесполезно…». Старайтесь оставаться невозмутимым, по-доброму настроенным к собеседнику, показывая желание помочь. Прибегайте к юмору и сохраняйте спокойствие духа, например, фразой: «Наверно вы правы, но мы с вами обязательно что-нибудь придумаем…» Это позволит перейти к разговору и обсудить ситуацию более предметно.

   Общение с агрессивными родителями носит непростой характер. Сталкиваясь с направленной на нас агрессией, мы пытаемся перейти в «оборонительную позицию», и это вполне понятно. Инстинкт велит нам либо сражаться, либо спасаться бегством. И, как специалист, психолог должен найти выход из этой ситуации, направив ее в более выгодное для себя положение. Решающую роль в этом играет правильная внутренняя установка. Не позволяйте себе думать: «Как он смеет так со мной разговаривать?». Эти мысли будут «распалять» ваше негодование. Прикажите себе сохранять спокойствие и уверьте себя, что справитесь с ситуацией.

   Старайтесь держаться спокойно и уверенно. Родитель знает, какое воздействие оказывает на вас его поведение. Отвечайте спокойно, тихим монотонным голосом, и степень агрессивности будет снижаться. Ни в коем случае не возмущайтесь и не оправдывайтесь. Направьте беседу в более конкретное «русло», связанное с ситуацией, которую необходимо обсудить.

   Предоставьте возможность вашему собеседнику успокоиться и вынудите его мягко и незаметно оправдывать свое поведение. Например, так: «Скажите пожалуйста, если мы с вами просто пообщаемся, это вам как-то навредит? Мне интересно знать ваше мнение о сложившейся ситуации. Интересны и ваши предложения выхода из нее. Что же в этом плохого? Я хочу помочь вашему ребёнку и т. д.». В данном случае своим поведением вы не позволите себя смутить и отказаться от общения. Своим спокойствием вы приведете родителя в некую растерянность и опасение «потерять своё лицо», а также пересмотреть свою позицию. Далее необходимо перейти к выстраиванию конструктивного разговора.

   В процессе взаимодействия с родителями важным оказывается всё: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию. Поэтому специалисту важно знать типы родителей, их особенности и владеть техниками эффективного общения – это ведущая составляющая психологического мастерства.

   Важнейшее качество в деятельности психолога – профессионализм, включающий в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности, диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приёмами и технологиями профессиональной деятельности. И еще одно важное качество в деятельности психолога – это адекватная оценка себя как специалиста, то есть оценка своих профессиональных возможностей, чтобы в случае возникших затруднений в работе с «трудным» клиентом порекомендовать ему обратиться к более опытному специалисту.

   Список литературы

  1. Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. СПб, «Знание» 2013.
  2. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. Книга для трудных родителей. М. Генезис, 2015.
  3. Нартова – Бочавер С. К., Кислица Г. К., Потапова А. В. Семейный психолог отвечает. М. Генезис, 2014.
  4. Яничева Г.Г. Книга для хороших родителей. СПб, 2006.

Ведущий специалист, психолог отдела работы с приемными семьями С.Н. Катичева

Начальник отдела работы с приемными семьями Н.И. Некрасова