«Как научиться понимать свои чувства и эмоции»

   Современные исследования в области психологии показывают, что преимущественно самодостаточные и успешные люди имеют высокий уровень эмоционального интеллекта или EQ.  И то, насколько ты будешь независимым и цельным, к каким достижениям придешь в своей жизни, зависит от зрелости эмоционального интеллекта.

   Чтобы иметь высокий уровень эмоционального интеллекта, необходимо обладать способностями:

  • узнавать и понимать свои эмоции и эмоции окружающих;
  • регулировать свое внутреннее эмоциональное состояние;
  • выстраивать конструктивные отношения с другими людьми.

   Существует шесть основных эмоций, они являются квинтэссенцией, базой, для более глубоких эмоциональных и чувственных состояний:

  1. радость (удовольствие, наслаждение, нега, нежность, счастье, эйфория, легкость, восторг, принятие);
  2. интерес (вожделение, волнение, жажда, влечение, вдохновение, возбуждение, ожидание);
  3. печаль (фрустрация, тоска, безысходность, апатия, скорбь, горе, грусть);
  4. отвращение (отрешённость, отторжение, отстранение, неприязнь, брезгливость, омерзение, недовольство);
  5. страх (тревога, нервозность, напряжение, неуверенность, беспокойство, трепет, отстранение, ужас);
  6. гнев (злость, агрессия, ярость, негодование, раздражение, презрение).

   Распознать эмоциональное состояние мы можем через ощущения, которые рождаются в нашем теле. Следовательно, крайне полезно разрешать телу «чувствовать», тем самым проявляя заботу о себе.

   Если тело находится в постоянном напряжении, то наши эмоции и чувства блокируются, и нас охватывает неловкость и беспокойство. Если данное состояние продолжается длительное время, то мы приучаемся «не переживать эмоции» и теряем эмоциональную чувствительность!

   Важно не утратить навык проживания чувств и регулярно развивать его в себе!

   Психологи детского телефона доверия предлагают практическое упражнение по проживанию эмоций.

   Необходимо найти спокойное место, где никто не помешает, сесть в удобное кресло и с закрытыми глазами подумать о той ситуации, которая беспокоит. Побыть с этим ощущением одну минуточку, затем почувствовать свое тело, где оно напряжено? В какой части присутствует дискомфорт?

   Алгоритм работы.

   «Найти эмоцию». Необходимо сконцентрироваться на самом напряженном участке тела. Погрузить туда свое внимание. На что похоже это напряжение? Какое оно? Нарисовать его в своем воображении, придать ему форму, определенный образ. Задать себе вопрос: «Что я вижу?».

   «Прими эмоцию». Внимательно «всмотреться» в этот образ, почувствовать его. Понять, что к нему испытываешь (стыд, грусть, гнев, отвращение, печаль, жалость и пр.). Предположим – это стыд. Произнести вслух или про себя: «Я испытываю чувство стыда и это нормально, я могу испытывать любые чувства».

   «Преобразуй эмоцию». Разрешить себе пережить эту эмоцию, прочувствовать ее, соединиться с нею. Вообрази, что ты и есть стыд. Ощути изменения в своем теле, какое оно теперь? Как меняется самоощущение, может быть, появился импульс и желание к действию.

   «Передай эмоцию через активность». «Я → это стыд». Поговори с ним, задай вопросы: «Какой ты? В чем твоя потребность сейчас? В чем твоя надобность?» Прояви себя как стыд, как это видится:

   в движении, танце, позе, пантомимой;

   в изображении (сделать рисунок или «разлить» по бумаге цветовые пятна, начертить линии или фигуры, все что захочется);

   звуками, пением, криком (погудеть, постонать, порычать или сказать в слух: «Я стыд, я…»).

   «Освободись от эмоции». Вернись к себе, в свое обычное состояние, обними себя, улыбнись. Произнести: «Я не стыд, я это я». Как ты чувствуешь себя сейчас? Изменились ли ощущения в теле? Что изменилось? Где сейчас в теле находится стыд? Что с ним произошло?

   «Вырази себе признательность за работу». Все получилось, прочувствовать и отпустить, не принося вреда себе и другим людям.

   Самое основное, к чему необходимо прийти, это принятие себя таким, какой ты есть. Все, что принадлежит тебе: личные черты и особенности, это ресурсы для роста и личностного развития.

   Список использованных источников:

  1. И.Н. Андреева, кандидат психологических наук, «Эмоциональная саморегуляция: несколько способов сделать себя более счастливыми». «Элитариум» Центр дополнительного образования, 2021 г. Электронный ресурс: http://www.elitarium.ru/jemocionalnaja_samoreguljacija/
  2. М.А. Сергеева, статья из рублики «Психологическая поддержка», «Техника проживания чувств. Практика для самостоятельной работы». Электронный ресурс: https://www.b17.ru/article/73233/
  3. «Пять упражнений, которые помогут справиться подростку со своими эмоциями». Статья из рубрики «Психология», 31.03.2022 г. Электронный ресурс, Сайт МИ: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2022/03/31/pyat-uprazhnenij-kotorye-pomogut-podrostku-spravitsya-s-negativnymi-emociyami/

 

Цариценская Э.В. – ведущий специалист, методист отдела консультативно-психологической помощи по телефону