«Ответственное использование гаджетов детьми»

   Каждое поколение так или иначе сталкивается с новыми вызовами, которые поднимают в «потерянных глазах» родителей вопрос о том, что же делать, как справляться с новой реальностью? Вызов нашего времени – это гаджеты.

   Слово «gadget» в переводе с английского языка означает приспособление, штучка, безделушка, устройство, которое облегчает человеческую жизнь, упрощает ее. Гаджеты окружают нас повсюду: смартфоны, планшеты, компьютеры, ноутбуки, телевизор, игровые приставки, умные часы, спортивные браслеты и многие другие устройства. Однако, так прочно войдя в нашу жизнь, они с неимоверной скоростью распространяются, увлекают, затягивают и порой становятся смыслом для многих взрослых людей, не говоря уже о детях. В итоге возникает два рода проблем: опасность возникновения зависимости от гаджетов и наполнение неокрепшей психики ребенка опасной информацией.

   Значит нужно научить ребенка жить в цифровом мире и, может быть, научиться этому самим. Как это сделать, чтобы сохранить теплые отношения и избежать бесконечных споров и обид?

   «И что они нашли в этих гаджетах! Вот мы в детстве…» – часто говорят родители, забывая, что их дети растут в другом, новом мире, и у них могут быть иные интересы. Тем более что компьютерные игры – это не просто баловство, а дополнительная возможность пообщаться со сверстниками и обрести определенный статус в их обществе.

   Важно осознать, что зависимость детей от гаджетов – это не проблема детей, это проблема родителей. Ребенок общается с тем, что ему доступно, что ему в руки дали мама и папа. И если нет коммуникации с родителями, он заменяет ее на общение с гаджетом.

   Бесконтрольное использование гаджетов действительно может привести к плохим последствиям: к эмоциональной перегрузке, трудностям социализации, отсутствию физической активности, проблемам со здоровьем и игровой зависимости. Последняя выражается в замене реальной жизни на виртуальную. Человек, страдающий от такой зависимости, забывает удовлетворять собственные потребности в еде, воде и сне, забывает о других интересах и ценностях, перестает учиться. Внимание ученых все больше привлекают исследования влияния чрезмерного увлечения гаджетами на успешность психического развития. Широко известен следующий факт: Стив Джобс, основатель компании Apple, строго ограничивал для своих детей время пользования планшетом.

   Что касается влияния гаджетов на психику ребенка, можно отметить, в первую очередь, риск замещения или искажения гаджетами развития высших психических функций: памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Долговременная память ребенка перемещается в гаджет. Гаджет выполняет вместо ребенка математические операции, анализирует историю и литературу, рисует картинки и схемы и т.д. Фактически он становится придатком мозга, без которого в последующем ребенку будет трудно адаптироваться в обществе и пространстве, критически относиться к событиям и людям.

   Что надо помнить? Во-первых, вредны не гаджеты сами по себе, а именно бесконтрольное их использование. А во-вторых, игровая зависимость чаще всего случается не из-за их наличия.

   Не путайте причину и следствие: если ребенок проводит много времени в виртуальном мире, значит он там прячется от проблем и сложностей в школе, семье или отношениях. Если он не чувствует себя успешным, умным и уверенным в реальном мире, то будет искать это в игровом. Поэтому, в первую очередь, необходимо обратить внимание на отношения с ребенком. И если это зависимость со всеми присущими ей симптомами, следует обратиться к специалисту.

   Многочисленные исследования показали, что связи между видеоиграми и подростковой жестокостью в дальнейшей жизни нет. Десятилетние подростки, которые много играли в жестокие игры, не продемонстрировали впоследствии более агрессивного поведения, чем те, кто играл в них мало или вовсе не играл. Наоборот, сражаясь в игре, ребенок учится вымещать злость экологичным способом.

   Существует и другая проблема: в отсутствие контроля со стороны взрослых гаджет становится не только источником информации, но замещает авторитетного взрослого и настоящих друзей, устанавливает нормы поведения и предписывает ценности. В частности, под влиянием блогеров, сетевых сообществ, преследующих далеко не всегда одобряемые законом и обществом цели, искажается восприятие и понимание других людей, возникают угрозы не только для эмоционального и социального развития, но и реальные риски для жизни.

   Гаджеты препятствуют формированию межличностного интерактивного живого взаимодействия. Дети начинают жить в виртуальной реальности и дорисовывать свою жизнь до невротического идеала. Например, когда подростки тратят много времени на обработку своих фотографий перед тем, как выложить их в соцсети.

   Как же нам уберечь детей от опасного влияния гаджетов, не заковав их в клетку? Как же найти золотую середину между можно и нельзя? Единого ответа на этот вопрос, к сожалению, нет. В каждом возрасте существуют свои особенности психоэмоционального развития, на которые нужно ориентироваться, чтобы поддержать у ребенка здоровый интерес к гаджетам, который не будет поглощать его целиком, а будет для него полезным ресурсом для развития.

   Задача взрослых – контролировать применение гаджетов детьми для поиска информации и обучения в надежных источниках. А еще – не позволить им заменить семью и друзей в реальном мире.

   Как установить правила пользования гаджетами?

   Прежде всего, будьте последовательны и логичны в своих требованиях. Сформулируйте свою внутреннюю позицию и правила. Если вы решили, что ребенок играет не более 2 часов в день, то никаких исключений для этого быть не должно. Если вы отойдете от установленных рамок, вернуться к ним будет сложно.

   Когда вы что-то запрещаете, то опирайтесь на факты, а не на страх, тревогу и непонимание. К примеру, расскажите о том, что свет экрана и необходимость вглядываться в мелкие детали снижает зрение. Но вы должны быть уверены в своих знаниях: если у вас нет устойчивой позиции по вопросу, то противоречивая информация будет заставлять ребенка сомневаться.

   Чего делать нельзя?

   Не заменяйте гаджетами живое общение с ребенком. Порой достаточно последить за своим поведением, чтобы понять, почему ребенок ведет себя тем или иным образом. Понаблюдайте, сколько времени вы проводите за экраном. Есть ли у вас с ребенком общие интересы и совместное время?

   Не наказывайте и не поощряйте ребенка гаджетами и компьютерными играми! Так вы сами сформируете у него ощущение, что они сверхценные. Как можно оторваться от игры, если завтра из-за наказания ее может не быть?

   Не отвлекайте ребенка с помощью гаджета от негативных переживаний.

   Не используйте как основной рычаг воздействия фразы в духе «Хватит играть, иди делать уроки». Взрослому человеку бывает трудно мотивировать себя и переключить внимание, а от ребенка требуется, чтобы он регулярно сам себя контролировал. Причем этот навык еще подкрепляется негативной мотивацией: «Не будешь делать уроки, заберу планшет на неделю». Префронтальная кора головного мозга, отвечающая за самоконтроль и силу воли, формируется до 25 лет. Поэтому помогайте ребенку, а не требуйте от него того, что не всегда может сделать взрослый.

   Кроме того, обучите своего ребенка безопасному использованию интернета. Предупредите его о возможных опасностях и научите обращаться за помощью, если что-то пойдет не так. Будьте в курсе его друзей в сети и аккуратно проводите мониторинг, с кем он поддерживает контакт. Важно также выбирать правильный контент и приложения для детей.

   Существует множество образовательных и развивающих приложений, которые помогут вашему ребенку получить новые знания и навыки, вместо простого проведения времени впустую.

   Если вы обсуждаете и устанавливаете новые правила, будьте готовы к тому, что эти изменения не произойдут за один день. Потребуется время. И не забывайте, что ребенок имеет право быть несогласным, злиться и расстраиваться. Это задача взрослого – выдерживать чувства ребенка и помогать их проживать.

 

 

  Ведущий специалист, психолог                                                           С.Н. Катичева

 

 

Список литературы:

 

  1. Алтухов Н.И., Галкин К.Ю. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности. Независимый психиатрический журнал. М.: 2007.
  2. Акопов А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. 2-е изд. СПб.: Речь, 2017.
  3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. 2-е изд. М.: Магистр, 2007.
  4. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции. Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. М.: Экопсицентр РОСС, 2018.
  5. Источник URL обращения: https://www.psychologies.ru/standpoint/deti-roditeli-i-gadjetyi-kak-ustanovit-pravila-i-sohranit-horoshie-otnosheniya (04.12.2023 11.37)