Диагностика подверженности манипуляциям

   Мы живем в социуме. Каждый день (за редким исключением) нам приходится с кем-либо общаться: с близкими, друзьями, коллегами и так далее. Общаясь, мы преследуем определенные цели. И, конечно же, каждому хотелось бы, в итоге совместного взаимодействия, добиться своих целей. Однако может случиться так, что в процессе общения возникнет конфликт интересов. Кому-то из участников взаимодействия приходится уступать. Для того, чтобы вынудить своего оппонента отступить, некоторые сознательно или бессознательно прибегают к манипуляции.

   Психологическая манипуляция – тип социального воздействия, социально-психологический феномен, представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными. Чтобы узнать, подвержены ли вы воздействию манипуляторов, пройдите тест, приведенный ниже.

   Тест «Оценка степени незащищенности от манипуляций»

   Инструкция:

   В предлагаемых ситуациях выберите один из вариантов действий. Чем точнее будут ваши ответы, тем достовернее тест диагностирует у вас изучаемое качество. Отвечайте быстро, ведь в предлагаемых реальных ситуациях у вас не будет времени на размышления.

   Ситуации:

  1. Молодая работница обращается к своему непосредственному руководителю с просьбой посоветовать, как ей поступить: она развелась с мужем, но вместе с ребенком живет в квартире его родителей, и они ее выживают, а уйти ей некуда. Дать ей совет?

а) да;

б) нет;

в) в зависимости от обстоятельств.

  1. Трое руководителей подразделений, претенденты на получение дополнительного финансирования, приглашены к директору для отстаивания своих заявок. Один из них, явившись с завязанным шарфом горлом (ангина, потеря голоса) сообщил шепотом, что представил свои аргументы письменно. Кому лучше озвучить их?

а) пригласить заместителя больного руководителя;

б) чтобы не тратить время, зачитать самому директору;

в) не вижу разницы.

  1. Руководитель имеет осведомителей (из числа сотрудников), которые регулярно докладывают ему о том, кто что сказал и т.д. На месте руководителя вы поступили бы так же?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

  1. Что бы жена ни поручила, муж делает это так, что жене приходится переделывать. Как поступить жене?

а) поберечь нервы и делать все самой;

б) продолжать поручать;

в) это зависит от «нюансов».

  1. Девушка – парню:

– Ты меня любишь?

– Ну, да…

– Очень?

– Конечно. А у тебя есть сомнения?

– Нет, но мне так приятно это слышать!

Только ли «приятно слышать»?

а) да;

б) нет, не только;

в) зависит от «нюансов» ситуации.

  1. Девушка во всем слушается своего парня, буквально «смотрит ему в рот»:

а) видно, что влюблена, это будет прекрасная жена;

б) сомневаюсь в этом;

в) затрудняюсь с ответом.

  1. Взрослая дочь обращается к матери за советом: выходить ли ей замуж за своего молодого человека? Как поступить матери?

а) дать совет;

б) уклониться от него;

в) решить в зависимости от обстоятельств.

  1. Выпускник школы обращается к родителям за советом: куда поступать учиться? Родителям следует:

а) дать совет;

б) уклониться от него;

в) решить в зависимости от других обстоятельств.

  1. Незамужняя женщина жалуется по телефону подруге: «Кому я нужна с ребенком? Вон сколько молодых девиц – охотниц до замужества». Услышав это, ее ребенок:

а) будет больше любить мать;

б) станет более послушным;

в) будет винить себя.

  1. Родитель создает в глазах ребенка образ «сверхродителя» – человека, который никогда не ошибается и всегда выполняет свои обещания:

а) это положительный пример для ребенка;

б) это причинит вред ребенку;

в) здесь есть и плюсы, и минусы.

  1. Бабушка – маленькому внуку: «Не делай этого! А то Баба Яга заберет». Это:

а) приучает ребенка к послушанию и соблюдению порядка;

б) грозит отрицательными последствиями для него;

в) имеет свои плюсы и минусы.

  1. Мама – своему ребенку: «Я не буду любить тебя, если ты не будешь слушаться». Это:

а) приучает ребенка к послушанию и соблюдению порядка;

б) грозит отрицательными последствиями для него;

в) имеет свои плюсы и минусы.

  1. Девочка просит маму (или бабушку) показать, как делать домашнее задание, полученное на уроке труда. Ребенку объясняют, но через несколько минут, она снова и снова переспрашивает. Какова наиболее вероятная причина такого поведения?

а) домашние задания «по труду» очень сложны для детей;

б) девочка надеется, что взрослые сделают за нее;

в) возможно и то, и другое.

  1. Сын – отцу:

– У тебя по математике что было в школе?

– Отлично.

– Ну да!

– Да, учительница меня всегда хвалила.

– Но, наверное, сейчас уже у тебя мозги не те…

– С чего это ты взял?

– Думаю, что обычную школьную задачку не решишь.

– Это как сказать!

– А вот смотри, – сын показывает задачку из тех, что задали на дом.

Почему сын так поступает?

а) желает самоутвердиться, принизив отца;

б) это подготовка к тому, чтобы усадить отца за решение задач домашнего задания;

в) возможно и то, и другое.

  1. Некоторые учителя (и воспитатели детских дошкольных учреждений) приучают детей докладывать, кто нарушает установленные правила (сквернословит, хулиганит, курит и т.п.).

Ваше мнение:

а) это помогает выработать у детей справедливость;

б) это помогает бороться с указанными явлениями;

в) это наносит ущерб детям.

  1. Чтобы урезонить нарушителя дисциплины на уроке, учитель пригрозила: «Если не прекратишь мешать – оставлю всех после уроков!». Как вы оцените этот прием?

а) это воспитывает коллективную ответственность;

б) это средство противопоставить нарушителя коллективу класса;

в) это беспомощность учителя.

  1. Ученик: «А почему Непер положил в основу логарифмов именно число “e”?». Учитель: «Я его об этом не спрашивал». Ваша оценка действий учителя:

а) своим остроумным ответом он поднял настроение класса;

б) поднял свой престиж;

в) нанес вред учащимся.

  1. Преподаватель А приходит к началу своего занятия на курсах повышения квалификации. Уже закончился перерыв, но предыдущий преподаватель Б продолжает свое выступление, как ни в чем не бывало. Преподаватель А появляется в дверях и указывает на часы. Ноль внимания. На возмущение А преподаватель Б объясняет, что были вопросы у слушателей, на которые он считал своим долгом ответить. Ваше мнение:

а) Б должен был ответить на вопросы слушателей;

б) Б создал эту ситуацию преднамеренно;

в) затрудняюсь с ответом.

  1. Таксист спрашивает пассажира при выборе пути: «Командир, как поедем?». Эта фраза:

а) означает наиболее уважительное отношение к клиенту;

б) может создать определенные сложности при расчете;

в) затрудняюсь с ответом.

  1. Вы едете на такси из центра города в свой микрорайон. По прибытии таксист объявляет сумму, превышающую показания счетчика. На ваше недоумение ответил, что поздно вечером в ваш микрорайон не каждый поедет и что, судя по вашему респектабельному виду, вам не к лицу крохоборничать. Вы:

а) поддержите свой имидж респектабельного человека и не станете «крохоборничать»;

б) уплатите строго по счетчику;

в) поступите в зависимости от «нюансов» ситуации.

   Ключ к тесту:

   Оцените свои ответы в соответствии со следующей таблицей

   Результаты:

  1. Если набрали меньше 15 баллов, то вы отлично защищены от манипуляций;
  2. 15-20 – хорошо защищены;
  3. 21-25 – средне;
  4. 25-30 – слабо;
  5. больше 30 – практически не защищены.

   Источник литературы:

   Большая книга убеждения и манипулирования: приемы воздействия – скрытого и явного / Виктор Шейнов. – Москва: Издательство АСТ, 2016 – 384 с.

 

Томенко С.С. ‒ ведущий специалист, психолог отдела психолого-методического сопровождения

С.В. Кривотурова – начальник отдела психолого-методического сопровождения