Статья «Роль общества в психическом благополучии несовершеннолетних»

Социум является необходимым условием развития и становления любого человека. По мере взросления отношения ребенка с его окружением претерпевают значительные изменения, но социокультурные факторы в любом случае оказывают огромное, нередко ключевое влияние на психологическое здоровье и благополучие несовершеннолетних.

При этом под психическим здоровьем и благополучием понимается не только отсутствие каких-либо расстройств или нарушений социально-психологической адаптации, но и такое состояние, в котором ребенок, подросток реализует свои способности и может противостоять обычным жизненным стрессам. Речь идет о гармонии между окружающим миром и человеком.

Все факторы, оказывающие влияние на психическое благополучие взрослых, детей и подростков, можно систематизировать и рассмотреть в соответствии с несколькими связанными друг с другом уровнями: биологическим (наследственность, воздействие внешних вредностей), социокультурным, психологическим и духовным. Выделение этих уровней позволяет понять, какие факторы служат предпосылками успешной социально-психологической адаптации и психического благополучия несовершеннолетних или, наоборот, повышают риск развития различных нарушений. В данной статье основное внимание уделяется социокультурным факторам, отражающим влияние общества на психическое благополучие несовершеннолетних.

Микросоциальные (интерперсональные) факторы описывают влияние межличностных отношений на несовершеннолетнего. Особая роль принадлежит семье и ближайшему окружению – школе, сверстникам. Устойчивые позитивные связи с другими людьми и социальная поддержка влияют на психическое благополучие человека и выступают в качестве защиты от развития ряда ментальных расстройств. Такие семейные факторы, как стиль родительского воспитания, организация семейной системы, взаимоотношения внутри семьи и т.д. оказывают огромное влияние на формирование здоровой, психически благополучной личности или, напротив, на возникновение различных нарушений.

Макросоциальные факторы включают в себя культурные и социоэкономические влияния, действующие на несовершеннолетнего. Пример патогенных макросоциальных факторов – безработица, перенаселенность, высокий уровень насилия и социального напряжения в обществе, бедность и т.д. В настоящий момент особенно острой является ситуация в стране и мире, многие дети и подростки становятся невольными жертвами боевых действий, теряют близких, вынуждены оставлять свои дома и привычную среду из-за угрозы жизни. Эта ситуация оставляет болезненный психологический отпечаток, часто приводит к психической травматизации и утрате психического благополучия.

Список литературы

  • Богомягкова О.Н. Социальный опыт подростка: карта вопросов и ответов// Психология и психотерапия семьи, 2022. № 3. С. 48-50.
  • Клиническая психология: в 4 т.: учебник для студ. высш. учеб. заведений/под ред. А.Б. Холмогоровой. Т.1. Общая патопсихология/А.Б. Холмогорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 464 с.
  • Куфтяк Е.В., Тихонова И.В. Социокультурные факторы психического здоровья детей младшего школьного возраста// Вестник Кемеровского государственного университета, 2019. № 21(3). С. 716-725.
  • Лифинцева А.А., Серых А.Б., Лифинцев Д.В. Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков//Национальный психологический журнал, 2016. № 2. С.71-78.
  • Салахунов А.А. Социальные сети: влияние на межличностные отношения и психологическое благополучие // Международный научный журнал «Вестник науки», 2023. № 7 (64), Т.2. С. 157-161.

 

Малюкова Д.А., ведущий специалист, психолог отдела консультативно-психологической помощи по телефону