«Проблемы с успеваемостью в школе после болезни»

«У меня возникли проблемы с успеваемостью в школе после выздоровления. Два месяца назад я болел и три недели не ходил в школу. Если по другим предметам я как-то справляюсь, то математика вызывает большие затруднения. Она и раньше давалась с трудом, а теперь у меня по ней завал. Я не понимаю нового материала. Как ни стараюсь, у меня почти ничего не получается. Прямо руки опускаются. Как мне выбраться из этой ситуации? Подскажите, что же мне делать?» – с таким вопросом обратился в службу детского телефона доверия Артем, 12 лет.

Похожие звонки периодически поступают на линию детского телефона доверия. По разным причинам не посещая школу, подросток испытывает трудности с учебой. Обычно через время, прикладывая усилия, он догоняет в учебе своих сверстников, но бывают предметы, которые вызывают затруднения по другим причинам. Чаще всего это предметы, которые были сложны в учёбе и до этого.

Такие трудности могут вызывать ощущение растерянности и тревоги, а нередко и перерастать в страх. Страх – это только часть нас, важно не дать ему управлять тобой.

Психолог-консультант детского телефона доверия посоветовал Артему самый эффективный способ преодолеть такие состояния – сосредоточиваться не на том, что сейчас затруднительно, недоступно или непредсказуемо, а, наоборот, – на том, что можно и хорошо было бы сделать.

Во время болезни, по возможности, поддерживать привычный режим дня, иначе будет сложно вернуться к учебному ритму. Даже если ты занимался во время больничного, тебе все равно потребуется адаптация после длительного отсутствия. Чтобы она прошла как можно легче и быстрее, необходимо:

  1. Перед тем, как выходить после болезни в школу, пообщаться с кем-то из одноклассников, для того, чтобы было легче влиться в привычный ритм.
  2. Постараться внимательно слушать все объяснения педагога, чтобы как можно быстрее закрыть имеющиеся пробелы.
  3. Заниматься регулярно. Установить себе расписание и придерживаться его.
  4. Для того чтобы наверстать упущенный материал, используй при подготовке домашних заданий:

* Метод «Помидора». Нужно чётко придерживаться времени, выделяемого для занятий и перерывов. Выполнению одной задачи должен соответствовать один промежуток рабочего времени. Итак, 25 минут занимаешься, 5 – отдыхаешь, ещё 25 минут работы и пятиминутный перерыв. Время подбирается в зависимости от личной продуктивности, возможно, тебе достаточно пяти минут перерыва после 40 минут занятий, или же через каждые 20 минут труда нужен десятиминутный отдых. Ставь таймер и пробуй! Во время занятий нельзя отвлекаться! Техника подходит для желающих научиться больше успевать.

* Упражнение «Пропуски». Пропускай символы и буквы. Чтобы запомнить формулу или слово, пиши их без одного символа и без одной или двух букв. Отложи на время лист, а затем заполни пропуски. Проверь себя, исправь ошибки. Повтори упражнение через некоторое время.

  1. Попросить у учителя доклад или дополнительное задание, чтобы выполнить и получить необходимое количество оценок.
  2. Не бояться просить помощи. Если испытываешь трудности в понимании какой-либо темы, не стесняйся обратиться за помощью к учителю или репетитору. А общение с другими учениками может помочь лучше понять материал.

Ряжский В.В., ведущий специалист, психолог отдела консультативно-психологической помощи по телефону