Обсценная лексика подростков
Почему подростки используют ненормативную лексику? С такими вопросами обращаются родители на Детский телефон доверия.
Во-первых, так проще выразить отношение к событиям, которые вызывают сильные эмоции, иными словами «выразить невыразимое». Чаще всего это чувства отрицательные: злость, ярость, отчаяние, но иногда и позитивные – восхищение, поощрение, удивление. Поэтому обсценная лексика часто является формой девиантного поведения. Во многих подростковых компаниях существует негласный запрет на прямое проявление чувств. Подростки резковаты, они подсмеиваются, а иногда и откровенно насмехаются над нежностью, привязанностью, грустью. Они пока еще не умеют обращаться с чувствами – как своими, так и чужими. Использование ненормативной лексики помогает немного снизить напряжение.
Во-вторых, это своеобразное средство самоидентификации: отделить себя от остального мира. Мат является чем-то вроде запретного языка подростковых компаний. Подростковый негативизм – в целом нормальное явление. Поэтому стоит в спокойном тоне поговорить с подростком о том, что ругательства быстро становятся вредной привычкой, и могут мешать общению.
Когда подросток ругается при взрослых – это уже агрессивный вызов, протест против существующих правил семейной системы. Поэтому нужно разобраться, конкретно против чего протестует подросток, а уже потом переходить к наказаниям. Важно говорить о чувствах в семье. Чтобы уметь описывать свои переживания словами, подростки должны иметь перед глазами модель такого поведения. И здесь взрослому важно легализовать свои чувства: «Я шокирован…». Возможно, ребёнок таким образом пытается привлечь внимание к своей проблеме. Ведь, несмотря на внешнюю грубость, подростки очень уязвимы. Рассказать о своих проблемах взрослым сложно, трудно, стыдно. Важно спокойно, сочувственно и внимательно реагировать на такое поведение, задавать уточняющие вопросы. Подросток обязательно поделится, ведь близкие являются для него очень важными людьми.
Важно поговорить о том, что чувствует человек, столкнувшийся с очевидной несправедливостью, и что, именно он может сделать. Будет хорошо, если вы поделитесь с подростком тем, как сами когда-то разрешали подобные ситуации. Не стесняйтесь рассказать о своих сомнениях и страхах. Вы можете просто задавать ему наводящие вопросы: «Как ты думаешь, а что можно было бы сделать? Какие есть варианты? Чем я могу тебе помочь?». Ведь подростку важно знать, что близкие его всегда поддержат и помогут ему.
Если у вас остались вопросы, звоните на общероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-122, анонимно, круглосуточно, бесплатно, без праздников и выходных.
Тагирова Н.А. – ведущий специалист, психолог отдела консультативно-психологической помощи по телефону