Как помочь ребёнку найти друзей
Друзья нужны ребёнку не только для развлечения и общения, но и для социализации, формирования ценностей, навыка проживания эмоций. Дети, которым сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения, чаще имеют проблемы с успеваемостью, могут становиться замкнутыми и агрессивными. И хотя большинство детей способны завязывать дружеские отношения с ровесниками, бывает так, что даже самые компанейские ребята в определённый момент сталкиваются с проблемами в общении. Им можно помочь преодолеть чувство застенчивости при помощи игр.

«Мне не с кем играть»
Дети нередко стесняются первыми подойти и завести знакомство, например, на игровой площадке. Ребёнок переживает, что его попросту не примут в компанию.
Решение: объясните ребёнку, что даже взрослые нервничают, когда им приходится общаться с незнакомыми людьми. Но существуют способы, которые помогают наладить контакт. Проиграйте ситуацию знакомства дома, а потом пусть ребёнок повторит ваш подход в реальных условиях.
«Мной командуют»
Так уж сложилось, что некоторые люди являются прирождёнными лидерами (ведущими), а другие – ведомыми. Большинство всё же находятся где-то посередине. Напористые дети, которые, как правило, выбирают для общения пассивных детей, не всегда рассчитывают силу своего давления на сверстников.
Решение: покажите ребёнку золотую середину между властностью и покорностью. Научите давать отпор навязчивому другу: «Я не хочу играть в эту игру. Давай лучше в эту». Если ребёнка пугает ситуация вызова оппоненту, попросите его представить себя супергероем, которому всё по плечу.
«Они не берут меня с собой»
Уже в дошкольном возрасте у детей возникает осмысленное чувство симпатии и антипатии. Дети также могут обижать и подкалывать других: «Ты нам не нравишься. Мы с тобой не хотим дружить!».
Решение: если у вашего ребёнка нет или мало друзей, постарайтесь направлять его на групповые занятия, игры. Там легче заводить приятелей.
«Друг не хочет играть в мои игры»
Дети дошкольного и младшего школьного возраста зачастую понимают только свои потребности и с трудом умеют договариваться между собой.
Решение: если совместная игра превращается в конфликт, дайте детям возможность решить его самостоятельно. Это необходимо для того, чтобы они научились справляться с проблемами своими силами.
Если не получается оставаться наблюдателем, вы можете подсказать пути решения конфликта: «Поиграйте 10 минут в игру, которую предложил Саша, а затем 10 минут в твою игру».
«Это мой друг навсегда»
Лучший друг – это замечательно. Но общаться всю жизнь с одним человеком непросто и даже неполезно. Это часто вызывает нездоровую привязанность и ревность, если один из друзей обзаводится новыми. А во взрослой жизни это часто мешает друзьям построить личную жизнь, ведь второй всегда остаётся «не при делах».
Решение: нет необходимости ломать отношения с лучшим другом, посоветуйте ребёнку заводить больше друзей и чаще бывать в больших компаниях.
Игры, предложенные психологами, помогут вам научить ребенка легче налаживать контакт со сверстниками.
«Мост дружбы»
Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, оптимизировать взаимоотношения; преодоление нерешительности, скованности.
Описание игры: взрослый показывает линейку (не заточенный карандаш или др.) и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».
«Как говорят части тела»
Цель: учить невербальным способам общения.
Описание игры: Взрослый даёт ребёнку разные задания, покажи:
- как говорят плечи «Я не знаю»;
- как говорит палец «Иди сюда»;
- как ноги капризного ребёнка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;
- как говорит голова «Да» и «Нет»;
- как говорит рука «Садись!», «Повернись!», «До свидания».
Ребенку необходимо невербально отобразить задание.
«Раскрасьте правильно»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.
Описание игры: взрослый и ребенок работают в паре; необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т.е. между участниками ставится ширма); ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.
Будина М.А., ведущий специалист, психолог отдела консультативно-психологической помощи по телефону
Белая Н.С., начальник отдела консультативно-психологической помощи по телефону