Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Как помочь ребёнку найти друзей

Дата публикации: 20-11-2023

Друзья нужны ребёнку не только для развлечения и общения, но и для социализации, формирования ценностей, навыка проживания эмоций. Дети, которым сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения, чаще имеют проблемы с успеваемостью, могут становиться замкнутыми и агрессивными. И хотя большинство детей способны завязывать дружеские отношения с ровесниками, бывает так, что даже самые компанейские ребята в определённый момент сталкиваются с проблемами в общении. Им можно помочь преодолеть чувство застенчивости при помощи игр.

Как помочь ребёнку найти друзей
Как помочь ребёнку найти друзей

«Мне не с кем играть»

Дети нередко стесняются первыми подойти и завести знакомство, например, на игровой площадке. Ребёнок переживает, что его попросту не примут в компанию.

Решение: объясните ребёнку, что даже взрослые нервничают, когда им приходится общаться с незнакомыми людьми. Но существуют способы, которые помогают наладить контакт. Проиграйте ситуацию знакомства дома, а потом пусть ребёнок повторит ваш подход в реальных условиях.

«Мной командуют»

Так уж сложилось, что некоторые люди являются прирождёнными лидерами (ведущими), а другие – ведомыми. Большинство всё же находятся где-то посередине. Напористые дети, которые, как правило, выбирают для общения пассивных детей, не всегда рассчитывают силу своего давления на сверстников.

Решение: покажите ребёнку золотую середину между властностью и покорностью. Научите давать отпор навязчивому другу: «Я не хочу играть в эту игру. Давай лучше в эту». Если ребёнка пугает ситуация вызова оппоненту, попросите его представить себя супергероем, которому всё по плечу.

«Они не берут меня с собой»

Уже в дошкольном возрасте у детей возникает осмысленное чувство симпатии и антипатии. Дети также могут обижать и подкалывать других: «Ты нам не нравишься. Мы с тобой не хотим дружить!».

Решение: если у вашего ребёнка нет или мало друзей, постарайтесь направлять его на групповые занятия, игры. Там легче заводить приятелей.

«Друг не хочет играть в мои игры»

Дети дошкольного и младшего школьного возраста зачастую понимают только свои потребности и с трудом умеют договариваться между собой.

Решение: если совместная игра превращается в конфликт, дайте детям возможность решить его самостоятельно. Это необходимо для того, чтобы они научились справляться с проблемами своими силами.

Если не получается оставаться наблюдателем, вы можете подсказать пути решения конфликта: «Поиграйте 10 минут в игру, которую предложил Саша, а затем 10 минут в твою игру».

«Это мой друг навсегда»

Лучший друг – это замечательно. Но общаться всю жизнь с одним человеком непросто и даже неполезно. Это часто вызывает нездоровую привязанность и ревность, если один из друзей обзаводится новыми. А во взрослой жизни это часто мешает друзьям построить личную жизнь, ведь второй всегда остаётся «не при делах».

Решение: нет необходимости ломать отношения с лучшим другом, посоветуйте ребёнку заводить больше друзей и чаще бывать в больших компаниях.

Игры, предложенные психологами, помогут вам научить ребенка легче налаживать контакт со сверстниками.

«Мост дружбы»

Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности видеть позитивное в другом, оптимизировать взаимоотношения; преодоление нерешительности, скованности.

Описание игры: взрослый показывает линейку (не заточенный карандаш или др.) и говорит: «Это мост дружбы. Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо хорошее».

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальным способам общения.

Описание игры: Взрослый даёт ребёнку разные задания, покажи:

  • как говорят плечи «Я не знаю»;
  • как говорит палец «Иди сюда»;
  • как ноги капризного ребёнка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;
  • как говорит голова «Да» и «Нет»;
  • как говорит рука «Садись!», «Повернись!», «До свидания».

Ребенку необходимо невербально отобразить задание.

«Раскрасьте правильно»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, умения договариваться.

Описание игры: взрослый и ребенок работают в паре; необходимо раскрасить рисунок по образцу вдвоем (т.е. между участниками ставится ширма); ребенок берет образец и объясняет, что и как надо раскрасить, затем сверяют по образцу. Можно поменяться местами.

Будина М.А., ведущий специалист, психолог отдела консультативно-психологической помощи по телефону

Белая Н.С., начальник отдела консультативно-психологической помощи по телефону