Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Принимать или ломать

Дата публикации: 18-05-2023

Маленькая личность

Мы привыкли думать, что из детей можно «вылепить» всё, что захочется, главное – приложить усилия. При этом часто забываем, что ребёнок – это личность со своим характером и предпочтениями. Поэтому первое, что нужно сделать, это научиться принимать детей такими, какие они есть.

В чём основная цель воспитания? Наверняка ответите, что главное – подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, привить ему необходимые качества и навыки, которые в дальнейшем помогут добиться успеха и стать счастливым. Но всегда ли наши представления о счастье и благополучии являются тем, что на самом деле нужно нашим детям? И что важнее: принимать ребёнка таким, какой он есть, или воспитывать, подгоняя под свои стандарты? Только принимая детей целиком, мы признаём за ними право на индивидуальность. А это право очень много значит для подрастающего человека.

Конечно, речь не о том, что дети должны расти как трава. Вообразите, что вы садовник, который заботливо ухаживает за своим садом, подкармливает и удобряет растения. И при этом он позволяет смородине оставаться смородиной, а не пытается переделать её в куст розы. Садовник получает прекрасные результаты, только если уважает право каждого растения быть самим собой и следовать своему естественному предназначению. Родителям бывает непросто примириться с теми качествами ребёнка, которые не вписываются в наши представления об «идеальной личности».

Принимать или ломать
Принимать или ломать

Зеркало для родителя

Приглядитесь повнимательнее к своим детям: их реакция подскажет, на правильном ли вы пути. Опасными можно считать следующие сигналы.

Во-первых, «защита», когда ребёнок уходит в себя, становится скрытным, замыкается.

Во-вторых, «нападение», ребёнок зацикливается на ненавистной вам черте и будто нарочно всё делает наоборот.

И наконец, «капитуляция». Боясь наказания, он подавляет в себе те или иные черты, что в итоге может привести к постоянному страху перед родителями и появлению комплексов. Постарайтесь найти причину своего недовольства. Посмотрите правде в глаза, ведь чаще всего в наших детях нам не нравятся те же черты, что и в себе. Так что для начала нужно разобраться со своими «тараканами». Для этого попробуйте выполнить одно упражнение.

Возьмите лист бумаги и напишите: «Что мне не нравится в себе и в окружающих…» Попытайтесь максимально полно и честно ответить на этот вопрос. Не удивляйтесь, если в итоге получится целый список. Есть ли в нём черты, которые вы не принимаете в своём ребёнке? Если есть, то вам необходимо отделить действительно негативные качества от тех, которые вам просто не нравятся. Только так вы сможете найти с детьми общий язык, стать ближе друг другу.

Начальник отдела консультативно-психологической помощи по телефону Н.С. Белая