Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Ребенку пора в школу или нет. Как определить?

Дата публикации: 02-07-2024

На детский телефон доверия позвонила мама шестилетнего мальчика: «Здравствуйте! Открылась запись детей в первый класс, со школой и даже учителем мы уже определились, а вот готовность ребенка к учебе у меня все еще вызывает сомнения. Как ее проверить и стоит ли вообще переживать? Меня тревожит то, что ребенок будет хуже всех в классе. Ребенок не будет успевать за учителем, не будет слушать и выполнять задания, будет баловаться».

Как понять, готов ли ребёнок к школе? Или стоит еще год подождать? И какие вообще навыки стоит развить?

Ребенку пора в школу или нет. Как определить?
Ребенку пора в школу или нет. Как определить?

Сегодня родители часто отдают ребёнка в школу до семи лет. Мамы гордятся: «Мой дорос!», «Он у меня всегда был умнее остальных», «А чего медлить?». Но готов ли ребёнок к учёбе на самом деле?

Существуют конкретные показатели, которые помогут определить, насколько готов будущий ученик к школьной жизни.

  1. Внутренняя мотивация

Спросите ребёнка: «Ты хочешь в школу? Почему?». «Чтобы выучиться и получить профессию», – отличный ответ ребёнка, который готов начинать учиться. Есть шанс, что его не придётся заставлять делать уроки или объяснять, зачем учить даты к уроку истории: «Хочу всё знать».

Любопытство тоже немаловажный фактор. Жажда знаний помогает в освоении предметов и мотивирует заниматься, преодолевая трудности.

«В школе я найду новых друзей». Игровой мотив не должен быть основным, но как дополнительный он звучит неплохо.

«У меня будет красивый пенал и тетрадь». Такая мотивация может стать «дверцей», через которую можно приблизиться к более важным аспектам подготовки к школе.

Но есть ответы, которые должны насторожить родителей.

«Хочу получать пятёрки». В этом случае ребёнок руководствуется оценочными мотивами и может быть психологически не готов к получению разных отметок за свою работу.

«Все ходят в школу, и я буду». В этих словах нет задора, желания. Чуть позже, осознав, что в школе надо трудиться, ребёнок может начать уклоняться от этого процесса.

  1. Уровень саморегуляции

Школьный урок – это 45 минут. Способен ли ребёнок высидеть это время? Не будет ли он отвлекаться, вставать из-за парты, переговариваться с одноклассниками? Дошкольники ещё не умеют хорошо контролировать своё поведение, реагировать на требования и не понимают, зачем читать текст или решать задачу, когда хочется поиграть.

  1. Самостоятельность

Ребёнку нужно уметь ориентироваться, не терять вещи, коммуницировать со старшими и т.д. Отсюда возникает вопрос: вчерашний дошкольник готов к минимальной самостоятельности? Сложит ли аккуратно учебники в портфель? Успеет ли пообедать до звонка?

  1. Умение выполнять любые задачи

Дошкольник обычно охотно выполняет задания, которые ему интересны. Но в школе он столкнётся с тем, что нужно делать не только то, что нравится. И вновь встаёт вопрос внутренней мотивации. Если её нет, и ребёнок не понимает, зачем складывать цифры и читать, то к школе он пока не готов.

  1. Навык коммуникации

Базовые навыки коммуникации при поступлении в школу обязательно должны быть. Это поможет найти друзей, адекватно объясняться с педагогами и т.д. Стеснительным и замкнутым детям лучше пойти в школу позже. За дополнительный год их нервная система окрепнет, социальные навыки стабилизируются, и попадание в новый коллектив не обернётся серьёзным испытанием.

Многие родители, принимая решение о готовности ребёнка к школе, руководствуются уровнем его знаний. Для них определяющим становится умение считать, читать, писать и т.д. Подобные навыки, конечно, важны, однако доминирующими при принятии решения о готовности к школе они быть не должны. Шестилетка может бегло читать, знать много стихов, но при этом ещё «не наиграться». Какой толк от его знаний, если он не сможет высидеть на уроке, а к вечеру будет сильно уставать?

Будина М.А. - ведущий специалист, психолог отдела консультативно-психологической помощи по телефону

Начальник отдела консультативно-психологической помощи по телефону Н.С. Белая