Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Что такое экзистенциальный подход в консультировании?

Дата публикации: 05-07-2024

Главная идея экзистенциального подхода заключается в том, чтобы дать людям возможность вновь открыть для себя свои смыслы, верования и жизненные цели.

Эмми ван Дерцен, философ и психотерапевт

Своими корнями экзистенциальное направление в психологии уходит в экзистенциальную философию, и это определяет традиционный круг вопросов, которые рассматриваются в данном подходе:

  1. Проблема времени, жизни и смерти.
  2. Проблема свободы, ответственности и выбора.
  3. Проблема общения, любви и одиночества.
  4. Проблема тревоги и поиска смысла существования.

Таким образом, экзистенциальный подход затрагивает сложные, порой трагические темы. Особую эффективность он показывает при работе с людьми, переживающими кризисы, находящимися в трудных жизненных обстоятельствах, столкнувшимися со значимыми изменениями в жизни. Экзистенциальная проблематика волнует людей, ощутивших хрупкость человеческой жизни, переживших потери и утраты, страдающих от тяжелых заболеваний или имеющих близких с серьезными диагнозами, прошедших через опыт травматизации, когда жизнь делится на «до» и «после». И. Ялом описывает это состояние как «крах базовой смыслообразующей системы». Экстремальный, пограничный опыт выводит на первый план вопрос о смысле существования и о смысле страданий, столкновение с которыми в той иной степени неизбежно для каждого.

Существуют базисные проблемы существования, с которыми рано или поздно столкнется любой человек. И. Ялом в своей книге «Экзистенциальная психотерапия» описывает следующие четыре конечные данности – это смерть, свобода, изоляция и бессмысленность. Именно при встрече с ними разворачиваются ключевые внутренние конфликты, а именно:

  • Конфликт между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить.
  • Конфликт между осознанием собственной свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь.
  • Конфликт между осознанием собственного глобального одиночества и желанием быть частью большего целого.

Конфликт между потребностью в некой структуре, смысле жизни и осознанием безразличия (равнодушия) Вселенной, не предлагающей конкретных смыслов.

Столкновение с конечными данностями бытия порождает тревогу, которая может быть нормальной или невротической. Защитные механизмы психики, уберегая нас от болезненных переживаний, вместе с тем ограничивают рост и развитие, могут привести к возникновению различных проблем и нарушений. Важно отметить, что в рамках экзистенциального консультирования отсутствует задача полного избавления от тревоги. Основная цель работы – помочь клиенту проникнуть в смысл тревоги, принять ее как неизбежную часть жизни и использовать для повышения осознанности и осмысленности жизни. Например, часто бывает так, что человек, переживший конфронтацию со смертью, переживает и личностные изменения, меняет свое отношение к жизни, стремится проживать ее продуктивно, творчески, здесь и сейчас, опираясь на свои истинные ценности.

Хотя может сложиться впечатление, что проявления экзистенциальных проблем всегда несут отпечаток кризисности, экстремальности, однако это не всегда так. Часто экзистенциальные вопросы «маскируются» под невротические расстройства, ощущение скуки, трудности выбора, зависимости (особенно в отношениях), депрессию и тревогу, и т.д. Так, Виктор Франкл, создатель логотерапии – одного из видов экзистенциальной психотерапии, сфокусированного на поисках смысла – описал особый вид неврозов, так называемые «неврозы выходного дня». Это состояние опустошенности и бессмысленности, которое испытывает человек, вынужденный приостановить постоянную бурную деятельность. В таких условиях ему невольно приходится посмотреть на себя и свою жизнь.

Экзистенциальный подход в консультировании и психотерапии представлен различными авторами и методами, однако можно выделить следующие общие черты:

  1. Экзистенциальный подход представляет из себя не систему техник, а особый взгляд на терапию, клиента и его проблемы.
  2. Направленность на жизнь человека в мире. Важной задачей в экзистенциальном подходе является понимание мира человека как бы «изнутри», с точки зрения существующего в нем.
  3. Отрицание предзаданности – сторонники этого подхода придерживаются убеждения, что значение имеют не столько те особенности человека, которые сформировались под влиянием генетики или среды, сколько его собственные выборы, самотворчество.
  4. Феноменологический подход – вхождение в мир переживаний клиента без предвзятости и предубеждений, искажающих и ограничивающих понимание рамками какой-либо теории.

Несмотря на обширную философскую и теоретическую базу, экзистенциальный подход в консультировании является практико-ориентированным, в его рамках разработаны оригинальные методы и техники.

Например, В. Франклом предложены такие техники, как дерефлексия и парадоксальная интенция. Суть дерефлексии состоит в том, что человеку предлагается сместить фокус внимания с самого себя на те смыслы и ценности, которые он может воплотить в окружающем мире и во взаимодействии с другими людьми. Дерефлексия помогает человеку действовать с большей спонтанностью и естественностью. Например, спортсмену, который чрезмерно концентрируется на каждом движении вместо процесса и из-за этого испытывает излишнюю тревогу, можно рекомендовать именно эту технику. Суть парадоксальной интенции состоит в том, чтобы клиент вместо избегания «захотел» осуществления того (при фобии) или сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается. Например, тому, кто страдает от заикания при выступлении перед аудиторией и с ужасом ждет очередного публичного доклада, логотерапевт может дать рекомендацию заикаться как можно сильнее. Очень важно, чтобы эта рекомендация давалась в юмористической форме; юмор помогает человеку дистанцироваться от своего страха.

Многие техники, предложенные в рамках экзистенциального подхода, могут вызвать крайне сильные и очень непростые эмоции у клиентов, во многом за счет этого способствуя росту их осознанности по отношению к себе и к жизни. Особенно это касается техник, актуализирующих осознание собственной смертности. В упражнении «Отрезок моей жизни» клиенту дается следующая инструкция: «На пустом листе бумаги начертите отрезок. Один его конец представляет ваше рождение, другой – вашу смерть. Поставьте крестик на том месте, где вы находитесь сейчас. Поразмышляйте над этим примерно пять минут». Упражнение «Похороны» заключается в том, что клиента просят закрыть глаза и погрузиться в себя. С помощью различных техник релаксации терапевт помогает ему войти в трансовое состояние и пережить собственные похороны. Сюда же относятся техники, в рамках которых необходимо представить себе собственное надгробие и надпись на нем, написать собственный некролог, эпитафию и т.д. Общий смысл подобных упражнений в том, чтобы через глубокое осознание своей смертности прийти к осмысленности и ценности жизни, увидеть новые возможности для развития и роста. Если же речь идет про детей и подростков, то, как подчеркивает Р.М. Ткач, основная цель состоит в том, чтобы помочь им примириться с неизбежностью смерти. На помощь приходят специальные терапевтические сказки, истории и метафоры, помогающие им справиться с тревогой.

Чтобы актуализировать проблематику, связанную со свободой и ответственностью, консультант или терапевт может предложить клиенту добавлять фразу «…и я беру ответственность за это» к каждому своему утверждению, даже если тот говорит, что забыл зонт дома или пошевелил рукой.

Когда речь идет о конфликте между изоляцией и потребностью в слиянии с кем-то или чем-то, клиенту может быть предложен эксперимент – провести какое-то время в изоляции (условия и степень изоляции определяются для каждого индивидуально).

Интересно то, что работа с ощущением бессмысленности, в отличие от других конечных данностей, строится не на погружении в это переживание, а на повышении вовлеченности клиента в жизнь, в настоящий момент. А. Лэнгле в своей книге «Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни» приводит список вопросов, на которые мы должны дать ответ, когда ищем смысл.

  1. Базовые вопросы: Что сейчас главное для меня? Для чего мне этот миг, как я готов потратить свои ресурсы? Что сейчас необходимо? Что призывает меня, что требует моего участия? Что именно я могу сделать? Ценности переживания: могу ли я найти в настоящем что-то прекрасное и неповторимое? Ценности созидания: может ли сейчас возникнуть что-либо ценное благодаря мне, моему участию? Какова цель моей деятельности, к чему ведет мой поступок? Что привнесет в мир задуманное мной произведение, что изменится благодаря ему? Ценности отношения (в условиях, не поддающихся изменению): ради чего или ради кого я выдерживаю эти тяготы или страдание? Что именно, какие убеждения, какие отношения – дают мне силы?
  2. Вопросы, позволяющие убедиться в том, что ответ найден правильно: смысл должен удовлетворять трем условиям: ценности, свободы, ответственности. Вопросы ценности: важно ли то, что я сейчас понял и почувствовал? Что изменится, если я поступлю иначе? Случится ли что-нибудь, чего я хотел избежать? Вопросы свободы: должен ли я совершить задуманное? Могу ли представить себе, что не сделаю этого? Если нет, то кто или что заставляет меня? Могу ли я сказать с уверенностью, что хочу этого? Что делаю это добровольно? Вопросы ответственности: ради кого или ради чего я делаю то, что делаю? Хочу ли я вложить свой труд в достижение этой цели? Должен ли я совершать это в данных обстоятельствах? Кто говорит, что я должен? Насколько созвучен мне этот шаг? А может, мне будет больше соответствовать другое действие или бездействие?

Литература:

  1. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни / А. Лэнгле – «Интермедиатор», 2011 – (Теория и практика экзистенциального анализа). – 64 с.
  2. Ткач Р.М. Экзистенциальный подход в консультировании [Электронный ресурс] // HPSY.RU. Экзистенциальная и гуманистическая психология. URL: http://hpsy.ru/public/x5206.htm (дата обращения: 28.06.2024)
  3. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: «Прогресс», 1990.
  4. Ялом И. Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти / И. Ялом. – М.: «Эксмо», 2009. – 352 с.
  5. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. – М.: «Класс», 2017. – 576 с.

Малюкова Д.А., ведущий специалист, психолог отдела консультативно-психологической помощи по телефону

Начальник отдела консультативно-психологической помощи по телефону Н.С. Белая