Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Эмоциональный интеллект: почему сложно выражать свои эмоции

Дата публикации: 20-08-2024

В современном обществе часто стало использоваться выражение «эмоциональный интеллект». Возможно движение интернет-технологий, компьютеризация, виртуальное общение на расстоянии, в противовес всему приблизили к пониманию необходимости близкого общения людей друг с другом, где открываются эмоции, проявляются чувства.

Что же такое эмоциональный интеллект? Исследователи рассматривают в данном случае интеллект как компетентность. «Эмоциональный интеллект не содержит в себе общие представления о себе и оценку других. Он фокусирует внимание на познании и использовании собственных эмоциональных состояний и эмоций окружающих для решения проблем и регуляции поведения» (И.Н. Андреева, доктор психологических наук, профессор).

Эмоциональный интеллект позволяет лучше понимать себя и других, определять, как и какие человек переживает эмоции. Эмоции несут в себе огромную информацию, с помощью которой можно понять чувства другого, выразить собственные чувства, определить, как реагировать на чужие чувства. Такая компетентность связана с осознанием и уравновешиванием.

Известно, что эмоциональная непроявленность, как недостаток сведений, приводит к недопонимаю в межличностном общении во всевозможных сферах деятельности. Отчего же людям бывает так трудно выражать свои эмоции? Причины кроются в семейном окружении и в обстоятельствах детского и отроческого периодов.

По мере становления, каждому возрасту свойственны разные задачи. Для раннего младшего возраста характерны запаздывающие эмоциональные реакции на ситуацию, когда ещё нет умения понимать эмоциональное состояние других, при этом выражение эмоционального состояния соответствует реальному моменту. Между 18-м и 24-м месяцами дети начинают сопереживать чужому огорчению, также у них проявляются эмоции смущения, стыда, гордости и вины. Социальные формы гнева (ревность и зависть) у ребёнка появляются в 2-3 года. Наряду с этими эмоциями, в качестве базовой эмоции удовольствия появляется радость. В 3 года ребёнок может ощущать гордость за свои успехи, достижения. Позже, в возрасте 3-5 лет, стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения и отвержения. Дети легко подхватывают эмоциональное состояние иных людей, проявляя радость, печаль, испуг. Постепенно, в дошкольном возрасте развивается умение распознавать эмоциональный фон окружающих.

Когда на протяжении взросления ребёнка его обесценивали, проявляли неуважение к сказанному, демонстрировали отрицательные примеры общения, то возникало образование и происходило закрепление эмоционального реагирования с различными сбоями.

Важно понять истоки, почему сложно говорить о своих эмоциях. Причины могут быть следующие.

1. Запреты. Например, существует запрет на радость: «Нельзя смеяться, а то много плакать будешь», «Это сейчас белая полоса, а вот будет чёрная, тогда узнаешь, что и как». Или – запрет на грусть и слёзы: «Не реви как размазня, некрасивая будешь», «Мальчики не плачут!». Таким образом в проживании и проявлении эмоций формируются блоки, источником которых является страх.

2. Страх. Если есть страх, то необходимо понять его природу. Для этого задайте себе мысленно вопрос «Что будет, если я буду выражать эту эмоцию?»

Страх также возникает:

  • если родитель игнорирует эмоцию ребёнка;
  • если родитель заряжается этой эмоцией и начинает её транслировать ребёнку в ответ, словно не может её принять и контейнировать – в задачу родителя входит облегчение эмоционального состояния ребёнка, а не встречная агрессия.

В этом случае формируется понимание того, что эмоции (например, злости, раздражения) выражать нельзя. Иначе можно получить больший негатив в ответ.

3. Воспоминания. Взрослого человека могут тяготить воспоминания о том, как на эту эмоцию реагировали и сейчас продолжают реагировать родители. Вспомните, как родители принимали эмоции друг друга, особенно в вашем детстве? Какой выглядела ситуация глазами ребёнка?

4. Неприятие. Может существовать неприятие какого-либо человека, где присутствовало или присутствует отвержение, агрессия.

Всё это влияет на сценарии, которыми человек, будучи взрослым, пользуется в жизни. Чтобы не лишать себя лёгкости общения, приятных моментов, богатых чувствами, проявлять эмоциональную компетентность, необходимо умение осознавать и понимать свои эмоции и эмоции другого, умение управлять своими эмоциями и эмоциями других, то есть расширять диапазон включённости и реагирования. Эмоциональный интеллект как компетентность развивается на протяжении всей жизни.

В качестве тренировочного упражнения попробуйте задавать себе вопросы, которые помогут отслеживать эмоциональное состояние:

  • Что я чувствую сейчас?
  • Почему я это чувствую?
  • Какие эмоции я проявлять боюсь?

Если найти негативные установки и проработать их, можно значительно улучшить качество собственной жизни, расширить возможности самореализации, гармоничного принятия себя и других.

Список использованной литературы

  1. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 88с.
  2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева// Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–86.
  3. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. – 478, |2] с.
  4. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2001. – 752 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Попова Л.М. – ведущий специалист, психолог отдела консультативно-психологической помощи по телефону

Начальник отдела консультативно-психологической помощи по телефону Н.С. Белая