Упражнение «пять позитивных событий»
Еще совсем недавно депрессия у детей и подростков рассматривалась специалистами как «нормальные» колебания неустойчивой детской психики и как психическое расстройство признавалось только у взрослых.
Только в последние два десятилетия депрессия у детей начала восприниматься очень серьезно.
Депрессивный ребенок может быть подвержен психосоматическим заболеваниям, он может не желать ходить в школу, не по возрасту цепляться за родителей, тревожится из-за мнимой угрозы в его жизни. Старшие дети могут проявлять обидчивость в отношениях со своими родителями и сверстниками, быть склонными к попаданию в плохие ситуации, проявлять злость и грубость к педагогам и чувствовать себя никем непонятыми.
В связи с тем, что вариант нормального поведения варьируется от одного возраста к другому, иногда сложно понять проходит ли ребенок очередной возрастной кризис или страдает депрессией.
В таком случае, лучше ребенку посетить детского психолога, который через беседу и ряд проективных методов ненавязчиво сможет выявить подлинную причину такого поведения.
Но начать работу с ребенком, который находится в подавленном или раздраженном состоянии, бывает очень непросто. И тогда, в самом начале консультации, для повышения настроения и самооценки ребенка, можно использовать упражнение «Пять позитивных событий».
Упражнение
Все люди обладают какими-то ресурсами – это навыки, способности, интересы, достойные восхищения черты характера. Однако эти ресурсы могут быть не замечены, если психолог намеренно не сфокусирует на них внимание.
Цель: создать мощное ресурсное состояние и обеспечить к нему доступ.
Ребенку предлагается записать пять позитивных событий из своей жизни в которых он проявил свои сильные стороны или пережил приятные чувства.
Вопросы для обсуждения:
- Откуда у тебя появились силы для этого?
- Какие твои качества помогли достичь желаемого?
- Что тебе особенно хорошо удавалось в этой ситуации?
- Какие чувства ты испытывал, когда с тобой это происходило?
- Каким тебя видели окружающие?
Зикеева О. В., ведущий специалист, методист отдела психолого-методического сопровождения
Начальник отдела Г.Б. Колимбет