Диагностика суицидального поведения у подростков
Суицидальное поведение – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленной на самоубийство.
В подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствует неблагоприятное социальное окружение. Именно здесь подростки могут найти или потерять опору, которая необходима им в жизни. К основным факторам причин подросткового суицида по оценкам исследователей можно отнести: взаимоотношения с родителями и сверстниками, проблемы в школе.
Адаптированная проективная методика Сакса-Леви «Незаконченные предложения» позволяет направленно выяснить не только отношение подростка к окружающему социуму, но и некоторые личностные установки. Тест включает 30 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 11 групп. Некоторые группы предложений имеют отношение
к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Тестирование без обработки занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Инструкция: внимательно прочитайте приведенные ниже незаконченные предложения. На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами. Не нужно долго размышлять над каждым вопросом. Постарайтесь отвечать точно и правдиво.
- Думаю, что мой отец редко…
- Если все против меня, то …
- Будущее кажется мне …
- Знаю, что глупо, но боюсь…
- Идеалом женщины (мужчины) для меня является…
- По сравнению с большинством других семей моя семья…
- Моя мать и я…
- Я сделал бы все, чтобы забыть…
- Я мог бы быть очень счастливым, если бы…
- В школе мои учителя…
- Не люблю людей, которые…
- Моя семья обращается со мной как с…
- Я хотел бы, чтобы мой отец…
- Моя наибольшая слабость заключается в том…
- Моим скрытным желанием в жизни…
- Наступит тот день, когда…
- Хотелось бы мне перестать бояться…
- Считаю, что большинство матерей…
- Я часто чувствую себя виноватым, если…
- Больше всего я хотел бы в жизни…
- Когда буду старым…
- Моим самым живым воспоминанием детства является…
- Когда я был ребенком, моя семья…
- Я люблю свою мать, но…
- Самое худшее, что мне случилось совершить, это…
- Завтра я…
- Когда я закончу школу…
- Наступит день, когда…
- Если бы я был учителем…
- Я хочу жить, потому что…
Обработка результатов
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.
Например: «Большинство известных мне семей …
- Несчастливы, недружные, распались – 2 б.
- Нервные, не очень дружные – 1 б.
- Все одинаковы – 0 б.
Ключ
№ | Группы предложений | № заданий |
1. | Отношение к отцу | 1, 13 |
2. | Отношение к матери | 7, 18, 25 |
3. | Отношение к себе | 2,14, 26 |
4. | Нереализованные возможности | 9, 15, 20 |
5. | Отношение к будущему | 3, 16, 21 |
6. | Отношение к школе, к учителям | 10, 29 |
7. | Страхи и опасения | 4, 17 |
8. | Отношение к своему прошлому | 22 |
9. | Отношение к семье | 6, 12, 23 |
10. | Чувство вины | 8, 19, 25 |
11. | Планы, идеалы | 5, 27, 28, 30 |