Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Техника «Карта моей жизни»

Дата публикации: 12-11-2019

Каждый из нас в определенный момент своей жизни задумывается над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Для большинства людей этот вопрос связан прежде всего со способом существования: как прожить жизнь счастливо, достойно, красиво, радостно, хорошо?

У каждого человека существует свои основные жизненные ценности, которые прочно входят в его повседневную жизнь. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Часто жизненные ценности человека, которые образуются абсолютно неосознанно, меняются
с возрастом в связи с изменением приоритетов или обстоятельств.

Люди с более высокими показателями осмысленности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, выбирают и реализуют такой способ жизни, который лежит в основе жизненной стратегии творчества. Они осознанно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни. Наличие целей в жизни, построенных на основе системы ценностей
и отношений человека, принятие ответственности за их осуществление значительно влияют на удовлетворенность жизнью. Исследовать, из чего состоит жизнь, и понять, устраивает ли эта картина – значит взять контроль над ситуацией и строить жизнь по желанному сценарию.

Изучение характеристик жизненной стратегии может помочь практическому психологу ближе подойти к пониманию причин внутриличностных конфликтов человека и на этой основе наметить практические шаги в работе по повышению уровня психологического здоровья человека.

Предлагаем, вашему вниманию, технику «Карта моей жизни». Техника ориентирована как на индивидуальную, так и групповую работу. В групповой работе количество участников должно быть кратно двум.

Техника «Карта моей жизни»

Цель: исследовать сферы своей жизни и их соотношение; способствовать гармонизации жизненных приоритетов: семья, работа, учеба, друзья, хобби.

Организация. Необходимые материалы: бумага (формат А2), цветные карандаши, краски, кисти, фломастеры. Визуализация проводится на ковриках и сопровождается спокойной, негромкой музыкой.

1 этап. Визуализация: «…Представьте себе, что вся ваша жизнь на настоящий момент – это большой город, в котором есть все, что бывает в обычном городе: жилые дома, дороги, предприятия, стадионы, парки и детские площадки. Вы поднимаетесь над этим городом на высоту птичьего полета. Отсюда весь город виден как на ладони. Вы не можете разглядеть мелкие детали и подробности, но зато вам видны районы этого города, магистрали, которые их соединяют. Вот, к примеру, вы пролетаете над районом, который называется «Моя семья». Какую площадь он занимает в городе вашей жизни? Что он в себя включает? Где находится?

А вот еще один район – «Моя работа». Он отличается от предыдущего, не правда ли? Из каких сооружений он состоит? Что в нем примечательного? Рассмотрите подробно все, что вы видите.

Вы отправляетесь дальше – это часть города под названием «Отдых». Где она расположена? Насколько велика? Может быть, она включает в себя парки или сквер, а может быть, там есть аттракционы или кинотеатр – посмотрите и запомните, из чего состоит район «Отдых».

Дальше видите часть города, которая символизирует ваше общение – «Друзья и знакомые». Исследуйте её, как можно подробнее.

Осталось ли еще что-то, что входит в черту вашего города? Как называются эти части? Какие они по размеру? А теперь обратите внимание, как соединены между собой районы – дороги, мосты, переходы? Что находится в центре города, а что на периферии? Какие наиболее примечательные сооружения есть в вашем городе? Возможно, здесь есть стадионы или зоопарк, памятники, фонтаны, театры, предприятия, больницы, магазины… Где они расположены? Вы видите город своей жизни – он лежит как на ладони. Какие чувства вызывает у вас этот город? Что бы вам хотелось изменить в нем? Что нового хотелось бы построить? В какую сторону он будет развиваться? Запомните все увиденное, возвращайтесь и открывайте глаза…».

2 этап. Нарисовать карту города своей жизни.

3 этап. Объединиться в группы по 2 человека. Обсудить с партнером образы визуализации и графические изображения.

Вопросы для обсуждения:

  • Из чего состоит город моей жизни и мое отношение к этому?
  • Что меня устраивает и вызывает радость?
  • Что меня не устраивает и почему?
  • Что бы я изменил?
  • Какие пути изменений я вижу?

Комментарий ведущему. Как и в любом метафорическом упражнении, важно, чтобы участники от образа перешли к анализу соотношения сфер своей жизни. Если в результате работы возникнет желание что-то поменять в рисунке, это можно сделать, но обязательно осознать – как в реальной жизни можно осуществить это изменение.

Таким образом, данная техника позволяет перевести сферы жизни в символическое пространство, определить какие из них испытывают дефицит, а какие перенасыщены, и провести трасформацию (при необходимости).

Морозова Е.К., ведущий специалист, психолог отдела психолого-методического сопровождения

Начальник отдела психолого-методического сопровождения Г.Б. Колимбет