Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Техника «Карта моей жизни»

Дата публикации: 12-11-2019

Каждый из нас в определенный момент своей жизни задумывается над тем, что есть жизнь и в чем ее смысл. Для большинства людей этот вопрос связан прежде всего со способом существования: как прожить жизнь счастливо, достойно, красиво, радостно, хорошо?

У каждого человека существует свои основные жизненные ценности, которые прочно входят в его повседневную жизнь. Зачастую определяются они в течение довольно длительного отрезка времени и зависят от уклада жизни человека, его воспитания и окружения. Часто жизненные ценности человека, которые образуются абсолютно неосознанно, меняются
с возрастом в связи с изменением приоритетов или обстоятельств.

Люди с более высокими показателями осмысленности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, выбирают и реализуют такой способ жизни, который лежит в основе жизненной стратегии творчества. Они осознанно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни. Наличие целей в жизни, построенных на основе системы ценностей
и отношений человека, принятие ответственности за их осуществление значительно влияют на удовлетворенность жизнью. Исследовать, из чего состоит жизнь, и понять, устраивает ли эта картина – значит взять контроль над ситуацией и строить жизнь по желанному сценарию.

Изучение характеристик жизненной стратегии может помочь практическому психологу ближе подойти к пониманию причин внутриличностных конфликтов человека и на этой основе наметить практические шаги в работе по повышению уровня психологического здоровья человека.

Предлагаем, вашему вниманию, технику «Карта моей жизни». Техника ориентирована как на индивидуальную, так и групповую работу. В групповой работе количество участников должно быть кратно двум.

Техника «Карта моей жизни»

Цель: исследовать сферы своей жизни и их соотношение; способствовать гармонизации жизненных приоритетов: семья, работа, учеба, друзья, хобби.

Организация. Необходимые материалы: бумага (формат А2), цветные карандаши, краски, кисти, фломастеры. Визуализация проводится на ковриках и сопровождается спокойной, негромкой музыкой.

1 этап. Визуализация: «…Представьте себе, что вся ваша жизнь на настоящий момент – это большой город, в котором есть все, что бывает в обычном городе: жилые дома, дороги, предприятия, стадионы, парки и детские площадки. Вы поднимаетесь над этим городом на высоту птичьего полета. Отсюда весь город виден как на ладони. Вы не можете разглядеть мелкие детали и подробности, но зато вам видны районы этого города, магистрали, которые их соединяют. Вот, к примеру, вы пролетаете над районом, который называется «Моя семья». Какую площадь он занимает в городе вашей жизни? Что он в себя включает? Где находится?

А вот еще один район – «Моя работа». Он отличается от предыдущего, не правда ли? Из каких сооружений он состоит? Что в нем примечательного? Рассмотрите подробно все, что вы видите.

Вы отправляетесь дальше – это часть города под названием «Отдых». Где она расположена? Насколько велика? Может быть, она включает в себя парки или сквер, а может быть, там есть аттракционы или кинотеатр – посмотрите и запомните, из чего состоит район «Отдых».

Дальше видите часть города, которая символизирует ваше общение – «Друзья и знакомые». Исследуйте её, как можно подробнее.

Осталось ли еще что-то, что входит в черту вашего города? Как называются эти части? Какие они по размеру? А теперь обратите внимание, как соединены между собой районы – дороги, мосты, переходы? Что находится в центре города, а что на периферии? Какие наиболее примечательные сооружения есть в вашем городе? Возможно, здесь есть стадионы или зоопарк, памятники, фонтаны, театры, предприятия, больницы, магазины… Где они расположены? Вы видите город своей жизни – он лежит как на ладони. Какие чувства вызывает у вас этот город? Что бы вам хотелось изменить в нем? Что нового хотелось бы построить? В какую сторону он будет развиваться? Запомните все увиденное, возвращайтесь и открывайте глаза…».

2 этап. Нарисовать карту города своей жизни.

3 этап. Объединиться в группы по 2 человека. Обсудить с партнером образы визуализации и графические изображения.

Вопросы для обсуждения:

  • Из чего состоит город моей жизни и мое отношение к этому?
  • Что меня устраивает и вызывает радость?
  • Что меня не устраивает и почему?
  • Что бы я изменил?
  • Какие пути изменений я вижу?

Комментарий ведущему. Как и в любом метафорическом упражнении, важно, чтобы участники от образа перешли к анализу соотношения сфер своей жизни. Если в результате работы возникнет желание что-то поменять в рисунке, это можно сделать, но обязательно осознать – как в реальной жизни можно осуществить это изменение.

Таким образом, данная техника позволяет перевести сферы жизни в символическое пространство, определить какие из них испытывают дефицит, а какие перенасыщены, и провести трасформацию (при необходимости).

Морозова Е.К., ведущий специалист, психолог отдела психолого-методического сопровождения

Начальник отдела психолого-методического сопровождения Г.Б. Колимбет