Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Психодиагностика суицидального риска

Дата публикации: 09-12-2019

Проблема суицида среди детей и подростков в настоящее время очень актуальна. В основном подростки идут на самоубийство, чтобы взрослые обратили на них внимание. Таким образом, они протестуют против равнодушия, цинизма, жестокости, непонимания со стороны социума. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, одинокие, ранимые по характеру подростки. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, могут помочь избежать трагедии.

Некоторые, помышляющие о самоубийстве дети и подростки, испытывают замешательство. Их переполняет чувство безнадежности, и они могут неосознанно «сигнализировать» окружающим о своих намерениях. Подоплека всех их действий такова, чтобы найти кого-нибудь, кто принесет им чувство облегчения и безопасности. Поэтому в первую очередь необходимо быть внимательным к этим «знакам», чтобы не упустить возможность предотвратить формирующееся суицидальное поведение.

Выявить детей «группы риска» можно как по внешним признакам, так и исследуя историю развития ребенка, где на себя обращает внимание совершение самоубийства кем-то из родственников, а также свой вклад могут внести данные психодиагностического обследования ребенка.

Здесь хочется особо выделить опросник суицидального риска. Данный экспресс-тест предназначен выявить уровень сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.

Опросник суицидального риска

(модификация Т.Н. Разуваевой)

Инструкция: «Прочтите утверждения. Отметьте, согласны вы с ними или не согласны».

№ п/п Утверждение Да Нет
1 Вы все чувствуете острее, чем большинство людей    
2 Вас часто одолевают мрачные мысли    
3 Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни    
4 В случае неудачи Вам трудно начать новое дело    
5 Вам определенно не везет в жизни    
6 Учиться Вам стало труднее, чем раньше    
7 Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы    
8 Вы считаете, что смерть является искуплением грехов    
9 Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни    
10 Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача    
11 Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали    
12 Вы считаете себя обреченным человеком    
13 Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами    
14 Вам кажется, что Вас никто не понимает    
15 Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает    
16 В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено    
17 Обычно Вы удовлетворены своей судьбой    
18 Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку    
19 В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их    
20 Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо    
21 Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить    
22 Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью    
23 Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже    
24 Будущее представляется Вам довольно беспросветным    
25 Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем    
26 Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы    
27 Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы    
28 Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы    
29 Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву    

Обработка результатов теста

По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса. Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.

Субшкальный диагностический коэффициент Номера суждений Индекс
Демонстративность 12, 14, 20, 22, 27 1, 2
Аффективность 1, 10, 20, 23, 28, 29 1, 1
Уникальность 1, 12, 14, 22, 27 1, 2
Несостоятельность 2, 3, 6, 7, 17 1, 5
Социальный пессимизм 5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 1
Слом культурных барьеров 8, 9, 18 2, 3
Максимализм 4, 16 3, 2
Временная перспектива 2, 3, 12, 24, 26, 27 1, 1
Антисуицидальный фактор 19, 21 3, 2
  1. Демонстративность.Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи».
  2. Аффективность.Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте ‒ аффективная блокада интеллекта.
  3. Уникальность.Восприятие себя, ситуации и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности суицид. Тесно связана с неумением использовать свой и чужой жизненный опыт.
  4. Несостоятельность.Отрицательная концепция собственной личности включает в себя представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности. Данная субшкала может быть связана с представлениями о своей физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельности.
  5. Социальный пессимизм. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с установкой по отношению к окружающим: «Вы все недостойны меня».
  6. Слом культурных барьеров.  Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте ‒ инверсия ценности смерти и жизни.
  7. Максимализм.Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Аффективная фиксация на неудачах.
  8. Временная перспектива.Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
  9. Антисуицидальный фактор.Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, его неэстетичности, боязнь боли и физических страданий.

Рекомендуемая литература:

  1. Амбрумова А.Г. Диагностика суицидального поведения. – М., 1980. – 48 с.
  2. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоциальной работы. – 1994. – № 1.
  3. Ковалев В.В. и др. Диагностика суицидального поведения. – М., 1980.
  4. Кучер А.А., Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – С. 32-39.

Зернова Т.И., ведущий специалист отдела психолого - методического сопровождения

Начальник отдела ПМС Г.Б. Колимбет