Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях

Дата публикации: 14-08-2020

Копинг-стратегии – широкое понятие с длинной и сложной историей. Понятие копингов впервые было введено Р. Лазарусом и С. Фолкман в рамках транзактной модели стресса. Согласно этой модели, стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека.

Копинг – это форма поведения, отражающая готовность человека к решению жизненных проблем и направленная на то, чтобы приспособиться к обстоятельствам и применить конкретные средства для преодоления стресса.

Вашему вниманию предлагается опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой). Данная методика включает в себя перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Инструкция: «Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации».

Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях Частота использования заданных типов поведения
никогда редко иногда чаще всего очень часто
1. Стараюсь тщательно распределить свое время 1 2 3 4 5
2. Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить 1 2 3 4 5
3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни 1 2 3 4 5
4. Стараюсь быть на людях 1 2 3 4 5
5. Виню себя за нерешительность 1 2 3 4 5
6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации 1 2 3 4 5
7. Погружаюсь в свою боль и страдания 1 2 3 4 5
8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации 1 2 3 4 5
9. Думаю о том, что для меня самое главное 1 2 3 4 5
10. Хожу по магазинам, ничего не покупая 1 2 3 4 5
11. Стараюсь больше спать 1 2 3 4 5
12. Балую себя любимой едой 1 2 3 4 5
13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией 1 2 3 4 5
14. Испытываю нервное напряжение 1 2 3 4 5
15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше 1 2 3 4 5
16. Говорю себе, что это происходит не со мной 1 2 3 4 5
17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации 1 2 3 4 5
18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать 1 2 3 4 5
19. Испытываю эмоциональный шок 1 2 3 4 5
20. Покупаю себе какую-нибудь вещь 1 2 3 4 5
21. Определяю курс действий и придерживаюсь его 1 2 3 4 5
22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить 1 2 3 4 5
23. Общаюсь с близкими 1 2 3 4 5
24. Стараюсь вникнуть в ситуацию 1 2 3 4 5
25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать 1 2 3 4 5
26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию 1 2 3 4 5
27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся 1 2 3 4 5
28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся 1 2 3 4 5
29. Иду в гости к другу 1 2 3 4 5
30. Беспокоюсь о том, что я буду делать 1 2 3 4 5
31. Провожу время с дорогим человеком 1 2 3 4 5
32. Иду на прогулку 1 2 3 4 5
33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь 1 2 3 4 5
34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках 1 2 3 4 5
35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю 1 2 3 4 5
36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее 1 2 3 4 5
37. Звоню другу 1 2 3 4 5
38. Испытываю раздражение 1 2 3 4 5
39. Решаю, что теперь важнее всего делать 1 2 3 4 5
40. Смотрю кинофильм 1 2 3 4 5
41. Контролирую ситуацию 1 2 3 4 5
42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать 1 2 3 4 5
43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы 1 2 3 4 5
44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации 1 2 3 4 5
45. Отыгрываюсь на других 1 2 3 4 5
46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это 1 2 3 4 5
47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации 1 2 3 4 5
48. Смотрю телевизор 1 2 3 4 5

Обработка и интерпретация результатов

Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47. У человека с данной стратегией отмечается стремление преодолеть трудности, например, с помощью планирования решения проблемы, поиска информации, обращения за помощью к социальному окружению.

Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45. При использовании данной стратегии человек не предпринимает никаких действий, способствующих разрешению трудностей, а старается контролировать проявление своих эмоций, или же наоборот, открыто их выражать, например, с помощью проявления гнева, плача и др.

Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48. При стратегии ухода от решения проблем человек делает вид, что у него не существует данной проблемы.

Ведущей считается та стратегия (или несколько стратегий) копинг-поведения по которым человек набрал максимальное количество баллов.

Данная методика может быть использована в работе психологов социальной сферы для диагностики поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях и планирования дальнейшей психокоррекционной работы на основании полученных данных, с учетом индивидуально-личностных особенностей клиентов.

Источники:

  1. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой)/ Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.442-444.
  2. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17).

Зернова Т.И., ведущий специалист отдела психолого-методического сопровождения