Копинг-поведение в стрессовых ситуациях
Копинг-стратегии – широкое понятие с длинной и сложной историей. Понятие копингов впервые было введено Р. Лазарусом и С. Фолкман в рамках транзактной модели стресса. Согласно этой модели, стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека.
Копинг – это форма поведения, отражающая готовность человека к решению жизненных проблем и направленная на то, чтобы приспособиться к обстоятельствам и применить конкретные средства для преодоления стресса.
Вашему вниманию предлагается опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой). Данная методика включает в себя перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.
Инструкция: «Ниже приводятся возможные реакции человека на различные трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации».
Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях | Частота использования заданных типов поведения | ||||
никогда | редко | иногда | чаще всего | очень часто | |
1. Стараюсь тщательно распределить свое время | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Стараюсь быть на людях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. Виню себя за нерешительность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. Делаю то, что считаю самым подходящим в данной ситуации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7. Погружаюсь в свою боль и страдания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9. Думаю о том, что для меня самое главное | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10. Хожу по магазинам, ничего не покупая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
11. Стараюсь больше спать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12. Балую себя любимой едой | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13. Переживаю, что не могу справиться с ситуацией | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
14. Испытываю нервное напряжение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15. Вспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
16. Говорю себе, что это происходит не со мной | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
17. Виню себя за слишком эмоциональное отношение к ситуации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
19. Испытываю эмоциональный шок | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
20. Покупаю себе какую-нибудь вещь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
21. Определяю курс действий и придерживаюсь его | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
22. Обвиняю себя за то, что не знаю, как поступить | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
23. Общаюсь с близкими | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
24. Стараюсь вникнуть в ситуацию | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
25. Застываю, «замораживаюсь» и не знаю, что делать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
26. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
27. Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
28. Жалею, что не могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
29. Иду в гости к другу | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
30. Беспокоюсь о том, что я буду делать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
31. Провожу время с дорогим человеком | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
32. Иду на прогулку | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
33. Говорю себе, что это никогда не случится вновь | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
34. Сосредоточиваюсь на своих общих недостатках | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
35. Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
36. Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
37. Звоню другу | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
38. Испытываю раздражение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
39. Решаю, что теперь важнее всего делать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
40. Смотрю кинофильм | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
41. Контролирую ситуацию | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
42. Прилагаю дополнительные усилия, чтобы все сделать | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
43. Разрабатываю несколько различных решений проблемы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
44. Беру отпуск или отгул, отдаляюсь от ситуации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
45. Отыгрываюсь на других | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
46. Использую ситуацию, чтобы доказать, что я могу сделать это | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
47. Стараюсь собраться, чтобы выйти победителем из ситуации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
48. Смотрю телевизор | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обработка и интерпретация результатов
Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16 пунктов: 1, 2, 6, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47. У человека с данной стратегией отмечается стремление преодолеть трудности, например, с помощью планирования решения проблемы, поиска информации, обращения за помощью к социальному окружению.
Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов: 5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45. При использовании данной стратегии человек не предпринимает никаких действий, способствующих разрешению трудностей, а старается контролировать проявление своих эмоций, или же наоборот, открыто их выражать, например, с помощью проявления гнева, плача и др.
Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16 пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48. При стратегии ухода от решения проблем человек делает вид, что у него не существует данной проблемы.
Ведущей считается та стратегия (или несколько стратегий) копинг-поведения по которым человек набрал максимальное количество баллов.
Данная методика может быть использована в работе психологов социальной сферы для диагностики поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях и планирования дальнейшей психокоррекционной работы на основании полученных данных, с учетом индивидуально-личностных особенностей клиентов.
Источники:
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой)/ Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.442-444.
- Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 3(17).
Зернова Т.И., ведущий специалист отдела психолого-методического сопровождения