Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Методика Томаса-Килманна на выявление ведущего поведения в конфликтной ситуации (авторы К. Томас, Р. Килманн в адаптации Н.В. Гришиной)

Дата публикации: 04-12-2020

анный опросник показывает типичную реакцию человека на конфликт, её эффективность и целесообразность, а также дает информацию о других возможных способах разрешения конфликтной ситуации.

По мнению К. Томаса и Р. Килманна, в основании типологии конфликтного поведения лежат два поведенческих стиля: внимание человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, акцент на защиту собственных интересов.

Соответственно, этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

  • соперничество (соревнование, конкуренция) – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересов другого человека;
  • приспособление (уступчивость) – принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого;
  • компромисс – соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;
  • избегание (уход, игнорирование) – отсутствие стремления к кооперации, достижению собственных целей;
  • сотрудничество – альтернатива, полностью удовлетворяющая интересы обеих сторон.

Возможности каждой из пяти стратегий:

  1. Избегание эффективно в ситуациях, когда партнер обладает объективно большей силой и использует ее в конфликтной борьбе. В общении со сложной личностью используйте любую возможность, чтобы избежать конфликта: в этом нет ничего постыдного или унизительного. Избегание приносит положительные плоды, являясь временной отсрочкой в решении конфликта: пока на руках мало данных или нет психологической уверенности в своей позиции. Временно уйти от проблемы, чтобы в дальнейшем решить ее
    окончательно – это часто единственно верная стратегия.
  2. Приспособление естественно в ситуациях, когда затронутая проблема не так важна для человека, как для его оппонента, или отношения с оппонентом представляют собой самостоятельную ценность, значимее достижения цели. Это непредсказуемая по своим последствиям стратегия. Если отказ от цели не стоил человеку большого труда, уступчивость может положительно сказаться на его самооценке и отношениях с партнером. Очень важно чувствовать, что другой заметил и оценил жертву. В противном случае остается чувство досады, обиды и, следовательно, почва для эмоционального конфликта.
  3. Соперничество (конфронтация) – стратегия для серьезных ситуаций и жизненно важных проблем, зачастую она эффективна в экстремальных ситуациях. Противоборство оправданно, если цель чрезвычайно важна или человек обладает реальной силой и властью, уверен в своей компетентности. Если власти и силы недостаточно, можно увязнуть в конфликте, а то и вовсе проиграть. Кроме того, применение конфронтации для решения проблем в личных отношениях чревато отчуждением.
  4. Сотрудничество – это не столько стратегия поведения, сколько стратегия взаимодействия. Она незаменима в близких, продолжительных и ценных для обоих партнеров отношениях, при равенстве статусов и психологической власти. Она позволяет партнерам разрешить конфликт, не отказываясь от своих реальных целей. Всем хорошо сотрудничество, кроме одного. Нужно время, чтобы проанализировать потребности, интересы и опасения обеих сторон, а затем тщательно обсудить их, найти наилучший вариант их совмещения, выработать план решения и пути его выполнения и т. д. Сотрудничество не терпит суеты и спешки, но позволяет решить конфликты полностью. Если времени нет, можно прибегнуть к компромиссу как к «заменителю» сотрудничества.
  5. Компромисс, или псевдо сотрудничество, или торг о взаимных уступках. Эффективен в ситуациях, требующих быстрого исхода. «Дележ» потребностей бывает необходим для сохранения отношений, особенно в тех случаях, когда возместить интересы сторон невозможно. Любые варианты дележа – пополам, поровну, «по-братски» – психологически несправедливы. И это понятно: цель полностью не достигнута, некоторая часть брошена на алтарь позитивного исхода конфликта, но оценить жертву некому, так как оппонент так же пострадал, как и вы сами.

Опросник состоит из 30 пар утверждений, относящихся к различным стилям поведения человека в ситуации конфликта. Из каждой пары утверждений нужно выбрать одно, которое наиболее верно отражает отношение испытуемого к конфликтной ситуации, и отметить его в бланке ответов.

Инструкция

Подумайте о ситуациях, в которых Ваши желания отличаются от желаний другого человека. Как Вы обычно ведете себя в таких ситуациях?

Ниже приведены 30 пар высказываний, описывающих варианты возможного поведения в конфликтных ситуациях. В каждой паре необходимо выбрать вариант А или В, более характерный для Вашего поведения. Во многих случаях оба из предложенных вариантов могут оказаться для Вас нетипичными. Если это так, то выберите тот, которым бы Вы воспользовались с большей вероятностью.

Опросник

  1. А. Иногда я предоставляю право решать проблему другим.
    В. Я стараюсь подчеркнуть общее в наших позициях, а не обсуждать спорные моменты.
  2. А. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
    В. Я пытаюсь учесть все интересы: свои и оппонента.
  3. А. Обычно я твердо стою на своем.
    В. Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения.
  4. А. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
    В. Иногда я жертвую собственными интересами ради интересов противоположной стороны.
  5. А. При выработке решения ищу помощи со стороны других.
    В. Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях.
  6. А. Я пытаюсь не создавать себе репутацию неприятного человека.
    В. Я пытаюсь навязать другим свою позицию.
  7. А. Я пытаюсь отложить решение вопроса, чтобы иметь время тщательно его обдумать.
    В. Я жертвую одними выгодами, чтобы получить взамен другие.
  8. А. Обычно я твердо настаиваю на своем.
    В. Я пытаюсь сразу же открыто обсудить все интересы и спорные вопросы.
  9. А. Я чувствую, что различия в позициях не всегда стоят того, чтобы о них беспокоиться.
    В. Я прилагаю некоторые усилия, чтобы повернуть дело на свой лад.
  10. А. Я твердо настаиваю на своем.
    В. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  11. А. Я пытаюсь сразу же открыто обсудить все интересы и спорные вопросы.
    В. Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения.
  12. А. Иногда я избегаю занимать позицию, ведущую к конфронтации.
    В. Я готов кое в чем уступить оппоненту, если он тоже мне уступит.
  13. А. Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам».
    В. Я настаиваю на принятии моих условий.
  14. А. Я излагаю оппоненту мои соображения и интересуюсь его идеями.
    В. Я пытаюсь продемонстрировать оппоненту логичность и выгоду принятия моих условий.
  15. А. Иногда я могу утешать других и пытаться сохранить с ними отношения.
    В. Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях.
  16. А. Я стараюсь щадить чувства других.
    В. Я пытаюсь убедить оппонента в выгодности принятия моих условий.
  17. А. Обычно я твердо настаиваю на своем.
    В. Я пытаюсь сделать все возможное, чтобы избежать ненужного обострения в отношениях.
  18. А. Я позволяю оппоненту придерживаться своего мнения, если ему от этого лучше.
    В. Я согласен кое в чем уступить оппоненту, если он тоже кое в чем мне уступит.
  19. А. Я пытаюсь сразу же, открыто, обсудить все интересы и спорные вопросы.
    В. Я пытаюсь отложить принятие решения, чтобы иметь время тщательно его обдумать.
  20. А. Я пытаюсь сразу же обсудить противоречия.
    В. Я пытаюсь найти справедливое сочетание из выгод и уступок для каждого из нас.
  21. А. При подготовке к переговорам я стараюсь учитывать интересы оппонента.
    В. Я больше склонен к непосредственному и открытому обсуждению проблемы.
  22. А. Я стараюсь найти позицию, находящуюся между позицией оппонента и моей.
    В. Я настаиваю на своих интересах.
  23. А. Очень часто я стараюсь удовлетворить все интересы, свои и оппонента.
    В. Иногда я предоставляю право решать проблему другим.
  24. А. Я стараюсь пойти навстречу оппоненту, если его условия слишком для него много значат.
    В. Я пытаюсь склонить оппонента к компромиссу.
  25. А. Я пытаюсь продемонстрировать оппоненту логичность и выгоду принятия моих условий.
    В. При подготовке к переговорам я пытаюсь учитывать интересы оппонента.
  26. А. Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам».
    В. Я почти всегда пытаюсь удовлетворить все пожелания, как свои, так и оппонента.
  27. А. Иногда я избегаю занимать позицию, ведущую к конфронтации.
    В. Я позволяю оппоненту придерживаться своего мнения, если ему от этого лучше.
  28. А. Обычно я твердо стою на своем.
    В. При выработке решения я постоянно ищу помощи со стороны других.
  29. А. Я предлагаю вариант «ни вам, ни нам».
    В. Я чувствую, что различия в позициях не всегда стоят того, чтобы о них беспокоиться.
  30. А. Я стараюсь щадить чувства других.
    В. Я всегда стараюсь найти решение проблемы совместно с оппонентом.

Подсчет баллов

Подсчет баллов для определения стиля поведения в ситуации конфликта по методу Томаса-Килмана

№ п/п Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1. А Б
2. Б А
3. А Б
4. А Б
5. А Б
6. Б А
7. Б А
8. А Б
9. Б А
10. А Б
11. А Б
12. Б А
13. Б А
14. Б А
15. Б А
16. Б А
17. А Б
18. Б А
19. А Б
20. А Б
21. Б А
22. Б А
23. А Б
24. Б А
25. А Б
26. Б А
27. А Б
28. А Б
29. А Б
30. Б А
Итог

Обработка результатов

Подсчитайте количество букв, обведенных в каждой колонке, и укажите полученную цифру в строке «Итог». Теперь Вы видите, сколько баллов Вы набрали по каждой стратегии. Максимальное количество баллов указывает, какой стиль поведения характерен для тестируемого в ситуации конфликта.

С.А. Вецкая, ведущий специалист, методист отдела психолого-методического сопровождения

Начальник отдела ПМС Г.Б. Колимбет