Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Феномен суицида несовершеннолетних

Дата публикации: 16-02-2021

Одна из острых проблем любого современного общества – проблема аутоагрессивного поведения, в том числе суицидов. Статистика показывает неутешительные данные, что большая часть самоубийств приходится на подростковый возраст. В переходном периоде дети более остро и идеалистически относятся к любым ситуациям.

Многие взрослые не понимают того, что происходит в душе у подростка, какие мотивы им движут, что для него важно и ценно, склонность оценивать всё с высоты своего возраста и опыта затрудняет понимание подростка. Но самое грустное в этой ситуации – это то, что зачастую подростки и сами себя не понимают. Гормональная перестройка организма, поиск себя и своего места в мире, внутриличностные конфликты, чувство одиночества, необходимость планировать своё будущее в условиях полной неизвестности, большие нагрузки в учёбе, борьба за успех среди сверстников – всё это становится их постоянными спутниками. Прибавьте к этому «фону» первый опыт отношений и их разрыва, семейные сложности, проблемы в школе, и вы почувствуете, с какими трудностями сталкиваются подростки.

К сожалению, иногда этих трудностей оказывается так много, а сил на сопротивление им так мало, что это ведёт к печальным последствиям. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, могут помочь избежать трагедии.

На сегодняшний день тестовые методики, опросники и анкеты являются одними из наиболее распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке суицидального риска.

Тест суицидального поведения (автор М.В. Горская)

Цель: выявить склонность индивида к суицидальному поведению.

Форма проведения: индивидуальная или групповая. Время проведения: 30-45 минут. Возраст: с 14 лет.

Инструкция испытуемому: «Сейчас будут зачитаны утверждения, против каждого из них вы поставьте оценку по такому принципу: если утверждение вам подходит, ставьте оценку 2, если не совсем подходит – ставьте оценку 1, если совсем не подходит – ставьте 0».

Бланк опросника

  1. Я часто не уверен в своих силах.
  2. Нередко мне кажется безвыходным положение, из которого можно было бы найти выход.
  3. Я часто оставляю за собой последнее слово.
  4. Мне тяжело изменять свои привычки.
  5. Я часто краснею из-за пустяков.
  6. Неприятности меня часто огорчают, и я падаю духом.
  7. Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
  8. Мне тяжело переключиться с одного дела на другое.
  9. Я часто просыпаюсь ночью.
  10. При больших неприятностях я беру вину на себя.
  11. Меня легко раздражать.
  12. Я очень осторожный по отношению к изменениям в моей жизни.
  13. Я легко впадаю в отчаяние.
  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  15. Мне приходится часто делать замечание другим.
  16. В споре меня тяжело убедить.
  17. Меня волнуют даже мнимые неприятности.
  18. Я часто отказываюсь от борьбы потому, что считаю ее напрасной.
  19. Я хочу быть авторитетом для окружения.
  20. Нередко у меня не выходят из головы мысли, которых следовало бы избегать.
  21. Меня пугают трудности, с которыми я буду встречаться в жизни.
  22. Нередко я чувствую себя беззащитным.
  23. В каком-нибудь деле я не удовлетворяюсь малым, а хочу достичь максимального успеха.
  24. Я легко сближаюсь с людьми.
  25. Я часто обращаю внимание на свои недостатки.
  26. Иногда у меня бывает подавленное настроение.
  27. Мне тяжело сдерживать себя, когда я сержусь.
  28. Я сильно волнуюсь, если в моей жизни неожиданно что-то изменяется.
  29. Меня легко убедить.
  30. Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.
  31. Мне больше нравится руководить, а не подчиняться.
  32. Нередко я проявляю упрямство.
  33. Меня волнует состояние моего здоровья.
  34. В тяжелую минуту я иногда веду себя как ребенок.
  35. У меня резкая жестикуляция.
  36. Я неохотно иду на риск.
  37. Я тяжело переношу время ожидания.
  38. Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.
  39. Я мстителен.
  40. Меня огорчают даже незначительные нарушения моих планов.

Обработка результатов:

  1. Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
  2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.
  3. Шкала агрессии: 3, 7, 11,15,19. 23, 37, 31, 35, 39.
  4. Шкала ригидности: 4, 8,12, 16, 20, 24, 28, 32, 26, 40.

Интерпретация

Для каждой группы количество баллов возможно от 0 до 20.

  1. Шкала тревожности определяет уровень способности индивида к ощущению тревоги.
  • 0-7 баллов – низкий уровень тревожности;
  • 8-11 баллов – средний уровень тревожности;
  • 12-16 баллов – высокий уровень тревожности;
  • 17 баллов и больше – очень высокий уровень тревожности.
  1. Шкала фрустрации определяет показатель психического состояния, которое возникает из-за реальных или мнимых препятствий, которые мешают достижению цели.
  • 0-7 баллов – низкий уровень фрустрации;
  • 8-9 баллов – средний уровень фрустрации;
  • 10-15 баллов – высокий уровень фрустрации;
  • 16 баллов и больше – очень высокий уровень тревожности.
  1. Шкала агрессии определяет повышенную психологическую активность, стремление к лидерству с применением силы по отношению к другим людям. Для суицидентов допускается снижение агрессивности от 10 до 0.
  • 0-10 баллов – низкий уровень агрессивности;
  • 11-12 баллов – средний уровень агрессивности;
  • 13-16 баллов – высокий уровень агрессивности;
  • 17 и больше – очень высокий уровень агрессивности.
  1. Шкала ригидности – затруднения в изменении определенной деятельности в условиях, которые объективно нуждаются в изменении. Для лиц с суицидальным поведением – 13 баллов и выше.
  • 0-10 баллов – низкий уровень ригидности;
  • 11-12 баллов – средний уровень ригидности;
  • 13-16 баллов – высокий уровень ригидности;
  • 17 баллов и выше – очень высокий уровень ригидности.

Психолог сопоставляет все баллы по 4-м шкалам. После чего получает показатель склонности к суицидальному поведению.

  • 0-38 баллов – уровень склонности к суицидальному поведению низкий;
  • 39-15 баллов – уровень склонности к суицидальному поведению находится в норме;
  • 46 баллов и больше – уровень склонности к суицидальному поведению высок, нужна коррекционная работа.

Малишевская Я.В., ведущий специалист, методист отдела психолого-методического сопровождения

Начальник отдела Г.Б. Колимбет психолого-методического сопровождения