Феномен суицида несовершеннолетних
Одна из острых проблем любого современного общества – проблема аутоагрессивного поведения, в том числе суицидов. Статистика показывает неутешительные данные, что большая часть самоубийств приходится на подростковый возраст. В переходном периоде дети более остро и идеалистически относятся к любым ситуациям.
Многие взрослые не понимают того, что происходит в душе у подростка, какие мотивы им движут, что для него важно и ценно, склонность оценивать всё с высоты своего возраста и опыта затрудняет понимание подростка. Но самое грустное в этой ситуации – это то, что зачастую подростки и сами себя не понимают. Гормональная перестройка организма, поиск себя и своего места в мире, внутриличностные конфликты, чувство одиночества, необходимость планировать своё будущее в условиях полной неизвестности, большие нагрузки в учёбе, борьба за успех среди сверстников – всё это становится их постоянными спутниками. Прибавьте к этому «фону» первый опыт отношений и их разрыва, семейные сложности, проблемы в школе, и вы почувствуете, с какими трудностями сталкиваются подростки.
К сожалению, иногда этих трудностей оказывается так много, а сил на сопротивление им так мало, что это ведёт к печальным последствиям. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, могут помочь избежать трагедии.
На сегодняшний день тестовые методики, опросники и анкеты являются одними из наиболее распространенных диагностических инструментов, используемых при оценке суицидального риска.
Тест суицидального поведения (автор М.В. Горская)
Цель: выявить склонность индивида к суицидальному поведению.
Форма проведения: индивидуальная или групповая. Время проведения: 30-45 минут. Возраст: с 14 лет.
Инструкция испытуемому: «Сейчас будут зачитаны утверждения, против каждого из них вы поставьте оценку по такому принципу: если утверждение вам подходит, ставьте оценку 2, если не совсем подходит – ставьте оценку 1, если совсем не подходит – ставьте 0».
Бланк опросника
- Я часто не уверен в своих силах.
- Нередко мне кажется безвыходным положение, из которого можно было бы найти выход.
- Я часто оставляю за собой последнее слово.
- Мне тяжело изменять свои привычки.
- Я часто краснею из-за пустяков.
- Неприятности меня часто огорчают, и я падаю духом.
- Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
- Мне тяжело переключиться с одного дела на другое.
- Я часто просыпаюсь ночью.
- При больших неприятностях я беру вину на себя.
- Меня легко раздражать.
- Я очень осторожный по отношению к изменениям в моей жизни.
- Я легко впадаю в отчаяние.
- Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
- Мне приходится часто делать замечание другим.
- В споре меня тяжело убедить.
- Меня волнуют даже мнимые неприятности.
- Я часто отказываюсь от борьбы потому, что считаю ее напрасной.
- Я хочу быть авторитетом для окружения.
- Нередко у меня не выходят из головы мысли, которых следовало бы избегать.
- Меня пугают трудности, с которыми я буду встречаться в жизни.
- Нередко я чувствую себя беззащитным.
- В каком-нибудь деле я не удовлетворяюсь малым, а хочу достичь максимального успеха.
- Я легко сближаюсь с людьми.
- Я часто обращаю внимание на свои недостатки.
- Иногда у меня бывает подавленное настроение.
- Мне тяжело сдерживать себя, когда я сержусь.
- Я сильно волнуюсь, если в моей жизни неожиданно что-то изменяется.
- Меня легко убедить.
- Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.
- Мне больше нравится руководить, а не подчиняться.
- Нередко я проявляю упрямство.
- Меня волнует состояние моего здоровья.
- В тяжелую минуту я иногда веду себя как ребенок.
- У меня резкая жестикуляция.
- Я неохотно иду на риск.
- Я тяжело переношу время ожидания.
- Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.
- Я мстителен.
- Меня огорчают даже незначительные нарушения моих планов.
Обработка результатов:
- Шкала тревожности: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.
- Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38.
- Шкала агрессии: 3, 7, 11,15,19. 23, 37, 31, 35, 39.
- Шкала ригидности: 4, 8,12, 16, 20, 24, 28, 32, 26, 40.
Интерпретация
Для каждой группы количество баллов возможно от 0 до 20.
- Шкала тревожности определяет уровень способности индивида к ощущению тревоги.
- 0-7 баллов – низкий уровень тревожности;
- 8-11 баллов – средний уровень тревожности;
- 12-16 баллов – высокий уровень тревожности;
- 17 баллов и больше – очень высокий уровень тревожности.
- Шкала фрустрации определяет показатель психического состояния, которое возникает из-за реальных или мнимых препятствий, которые мешают достижению цели.
- 0-7 баллов – низкий уровень фрустрации;
- 8-9 баллов – средний уровень фрустрации;
- 10-15 баллов – высокий уровень фрустрации;
- 16 баллов и больше – очень высокий уровень тревожности.
- Шкала агрессии определяет повышенную психологическую активность, стремление к лидерству с применением силы по отношению к другим людям. Для суицидентов допускается снижение агрессивности от 10 до 0.
- 0-10 баллов – низкий уровень агрессивности;
- 11-12 баллов – средний уровень агрессивности;
- 13-16 баллов – высокий уровень агрессивности;
- 17 и больше – очень высокий уровень агрессивности.
- Шкала ригидности – затруднения в изменении определенной деятельности в условиях, которые объективно нуждаются в изменении. Для лиц с суицидальным поведением – 13 баллов и выше.
- 0-10 баллов – низкий уровень ригидности;
- 11-12 баллов – средний уровень ригидности;
- 13-16 баллов – высокий уровень ригидности;
- 17 баллов и выше – очень высокий уровень ригидности.
Психолог сопоставляет все баллы по 4-м шкалам. После чего получает показатель склонности к суицидальному поведению.
- 0-38 баллов – уровень склонности к суицидальному поведению низкий;
- 39-15 баллов – уровень склонности к суицидальному поведению находится в норме;
- 46 баллов и больше – уровень склонности к суицидальному поведению высок, нужна коррекционная работа.
Малишевская Я.В., ведущий специалист, методист отдела психолого-методического сопровождения
Начальник отдела Г.Б. Колимбет психолого-методического сопровождения