Диагностика способности к эмпатии
Эмпатия (как сопереживание и сочувствие) является механизмом восприятия и понимания людьми друг друга при общении. Она предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей, сочувствие им, предугадывание их состояний. Так же способствует идентификации (отождествлению) себя с человеком, находящимся в затруднительном положении, мысленной постановке себя на его место и оказанию на этой основе действенной помощи.
Диагностика способности к эмпатии предназначена для определения уровня эмпатических тенденций. Опросник может использоваться специалистами психологами, как для самодиагностики черты личности — способности к эмпатии, так и в профессиональном и личностном консультировании.
Методика «Шкала эмоционального отклика»
Прочитайте утверждения и, ориентируясь на то, как Вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите свое согласие «+» или несогласие «–» с каждым из них.
Текст опросника
- Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко
- Люди преувеличивают способность животных чувствовать и переживать
- Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства
- Меня раздражает в несчастных людях то, что они себя сами жалеют
- Когда со мной кто-то рядом нервничает, я тоже начинаю нервничать
- Я считаю, что плакать от счастья глупо
- Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей
- Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств
- Я сильно волнуюсь, когда должен сообщить людям неприятное для них известие
- На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди
- Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными
- Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми
- Я не слишком расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно
- Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки
- По-моему, одинокие люди часто бывают недоброжелательными
- Когда я вижу плачущего человека, то и сам расстраиваюсь
- Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым
- Когда я читаю книгу (роман, повесть), то так переживаю, как будто то, о чем читаю, происходит на самом деле
- Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь
- Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг волнуются
- Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему
- Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут
- Чужой смех меня не заражает
- Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет
- Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены
- Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных
- Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге
- Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей
- Чужие слезы вызывают у меня раздражение
- Я очень переживаю, когда смотрю фильм
- Я могу оставаться равнодушным к любому волнению вокруг
- Маленькие дети плачут без причины
Интерпретация
Подсчёт сырых баллов. Каждое совпадение с ключом оценивается в один балл:
Ответ | Номера утверждений |
Согласен | 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31. |
Не согласен | 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33. |
Нормативные значения
Пол | Уровень эмпатических тенденций | |||
Высокий | Средний | Низкий | Очень низкий | |
М | 26 — 33 | 17 — 25 | 8 — 16 | 0 — 7 |
Ж | 30 — 33 | 23 — 29 | 17 — 22 | 0 — 16 |
Использование методики «Шкала эмоционального отклика» в контексте изучения качеств личности, является необходимым инструментом для изучения эмоциональной эмпатии. Как показали исследования, эмоциональная эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его социальной адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми. Развитие этого качества у клиентов поможет эффективно выстраивать как личные, так и профессиональные коммуникации, что позволяет успешно интегрироваться в современном обществе.
Малишевская Я.В. — ведущий специалист, методист отдела психолого-методического сопровождения
Начальник отдела С.В. Кривотурова