Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Опросник «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса

Дата публикации: 29-04-2022

Методика направлена на исследование особенностей поведения в проблемных и трудных для личности ситуациях, выявление факторов риска психической дезадаптации в стрессовых условиях. Опросник в комплексе с другими методиками может применяться в целях оценки эффективности психокоррекционных мероприятий. К относительным противопоказаниям к использованию опросника следует отнести возраст испытуемого младше 14 и старше 60 лет.

Данный опросник считается первой стандартизированной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом, С. Фолкманом в 1988 г., адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 г., дополнительно стандартизирована в НИПНИ им. Бехтерева В.М. Вассерманом, Б.В. Иовлевым, Е.Р. Исаевой, Е.А. Трифоновой, О.Ю. Щелковой, М.Ю. Новожиловой.

Структура опросника

Опросник включает 8 шкал, которые отражают стратегии совладающего поведения:

  1. Конфронтационный копинг. При умеренном использовании обеспечивает способность человека к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы.
  2. Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Существует вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка значимости и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций.
  3. Самоконтроль. Целенаправленное подавление и сдерживание эмоций, минимизация их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения.
  4. Поиск социальной поддержки. Привлечение внешних ресурсов, поиск информационной, действенной и эмоциональной поддержки для разрешения проблемы. Существует возможность формирования зависимой позиции и/или чрезмерных ожиданий по отношению к окружающим.
  5. Принятие ответственности. Признание своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения.
  6. Бегство-избегание. Реагирование по типу уклонения: отрицание проблемы, фантазирование и т.п.
  7. Планирование решения проблемы. Целенаправленный анализ ситуации, выработка стратегии разрешения проблемы, планирование собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов.
  8. Положительная переоценка. Положительное переосмысление проблемы, рассмотрение ее как стимула для личностного роста.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в сложной ситуации, необходимо оценить каждый из вариантов поведения по следующей шкале: никогда – 0, редко – 1, иногда – 2, часто – 3.

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Среднее время заполнения опросника – 20-25 минут.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка и интерпретация результатов (в адаптации Т.Л. Крюковой и соавторов)

Обработка производится в соответствии с ключом:

Копинг-стратегии Пункты Мах баллов
Конфронтационный копинг 2, 3, 13, 21, 26, 37 15 — 18
Дистанцирование 8, 9, 11, 16, 32, 35 15 — 18
Самоконтроль 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50 18 — 21
Поиск социальной поддержки 4, 14, 17, 24, 33, 36 15 — 18
Принятие ответственности 5, 19, 22, 42 9 — 12
Бегство-избегание 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47 20 — 24
Планирование решения проблемы 1, 20, 30, 39, 40, 43 15 — 18
Положительная переоценка 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48 18 — 21

Подсчитываются баллы по каждой шкале (сумма ответов) в соответствии с вариантами ответа: «никогда» – 0 баллов; «иногда» – 1 балл; «редко» – 2 балла; «часто» – 3 балла.

Далее высчитывается итоговая оценка по шкалам – это процент от максимально возможной суммы, которая отражает уровень выраженности той или иной копинг-стратегии.

Формула для вычисления:

X = сумма балов по шкале/ max балл по шкале * 100

  • где X – уровень выраженности определенной копинг-стратегии;
  • max балл по шкале равен 12 или 18, или 21, или 24 соответственно.

Интерпретация результатов

Копинг-стратегии Низкие значения Средние значения Высокие значения
Конфронтационный копинг 0 — 3 4 — 14 15 — 18
Дистанцирование 0 — 3 4 — 14 15 — 18
Самоконтроль 0 — 3 4 — 17 18 — 21
Поиск социальной поддержки 0 — 3 4 — 14 15 — 18
Принятие ответственности 0 — 2 3 — 8 9 — 12
Бегство-избегание 0 — 4 5 — 19 20 — 24
Планирование решения проблемы 0 — 3 4 — 14 15 — 18
Положительная переоценка 0 — 3 4 — 17 18 — 21

Анализируется профиль копинг-стратегий по всем шкалам. Позитивным считается преобладание среднего значения по субшкалам: 3, 4, 5, 7, 8 над субшкалами 1, 2, 6.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Вопросы опросника

Оказавшись в трудной ситуации, я… никогда редко иногда часто
1. Сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге. 0 1 2 3
2. Начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь. 0 1 2 3
3. Пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение. 0 1 2 3
4. Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации. 0 1 2 3
5. Критиковал и укорял себя. 0 1 2 3
6. Пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все так, как оно есть. 0 1 2 3
7. Надеялся на чудо. 0 1 2 3
8. Смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет. 0 1 2 3
9. Вел себя, как будто ничего не произошло. 0 1 2 3
10. Старался не показывать своих чувств. 0 1 2 3
11. Пытался увидеть в ситуации и что-то положительное. 0 1 2 3
12. Спал больше обычного. 0 1 2 3
13. Срывал свою досаду на тех, кто повлек на меня проблемы. 0 1 2 3
14. Искал сочувствия и понимания у кого-нибудь. 0 1 2 3
15. Во мне возникла потребность выразить себя творчески. 0 1 2 3
16. Пытался забыть все это. 0 1 2 3
17. Обращался за помощью к специалистам. 0 1 2 3
18. Менялся или рос как личность в положительную сторону. 0 1 2 3
19. Извинялся или старался все загладить. 0 1 2 3
20. Составлял план действий. 0 1 2 3
21. Старался дать какой-то выход своим чувствам. 0 1 2 3
22. Понимал, что я сам вызвал эту проблему. 0 1 2 3
23. Набирался опыта в этой ситуации. 0 1 2 3
24. Говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации. 0 1 2 3
25. Пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами. 0 1 2 3
26. Рисковал напропалую. 0 1 2 3
27. Старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву. 0 1 2 3
28. Находил новую веру во что-то. 0 1 2 3
29. Вновь открывал для себя что-то важное. 0 1 2 3
30. Что-то менял так, что все улаживалось. 0 1 2 3
31. В целом избегал общения с людьми. 0 1 2 3
32. Не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться. 0 1 2 3
33. Спрашивал совета у родственника или у друга, которого уважал. 0 1 2 3
34. Старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела. 0 1 2 3
35. Отказывался воспринимать это слишком серьезно. 0 1 2 3
36. Говорил с кем-то о том, что я чувствую. 0 1 2 3
37. Стоял на своем и боролся за то, что хотел. 0 1 2 3
38. Вымещал это на других людях. 0 1 2 3
39. Пользовался прошлым опытом: мне приходилось уже попадать в такие ситуации. 0 1 2 3
40. Знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить. 0 1 2 3
41. Отказывался верить, что это действительно произошло. 0 1 2 3
42. Я давал себе обещание, что в следующий раз все будет по-другому. 0 1 2 3
43. Находил пару других способов решения проблемы. 0 1 2 3
44. Старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах. 0 1 2 3
45. Что-то менял в себе. 0 1 2 3
46. Хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось. 0 1 2 3
47. Представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться. 0 1 2 3
48. Молился. 0 1 2 3
49. Прокручивал в уме, что сказать или сделать. 0 1 2 3
50. Думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему. 0 1 2 3

Морозова Е.К. ‒ главный специалист, психолог отдела психолого-методического сопровождения

Начальник отдела ПМС С.В. Кривотурова