Креативная драма с отреагированием
Подростковый возраст – не самый легкий период в жизни, это можно сказать не только о самих подростках, которые проходят важный возрастной этап развития, но и о тех взрослых, которые находятся рядом с ними. Пережить «эмоциональные качели», которые обрушиваются на самого подростка, понять, что происходит с ним самим, с его телом, мыслями и чувствами, ему, конечно же, нелегко. Но также нелегко бывает и взрослым, которые должны объяснить, что всё, что происходит с подростком, нормально, это и есть жизнь, со своими взлётами и падениями, бурей чувств и эмоций, ведь именно так и происходит становление личности любого человека.
Что же поможет подросткам и их родителям справиться с этим нелегким этапом под названием «подростковый возраст»? Стремление к творчеству. Развитие творческих способностей подростка становится важным процессом на пути во взрослую жизнь, так как творческое развитие – хороший фундамент жизнестойкости. Именно в творчестве подросток может ощутить собственную уникальность и неповторимость, а также развить такие жизненно важные навыки, как: уверенность в себе, позитивный взгляд на мир, способность анализировать ситуацию и т.п. Гибкий и творческий подход в решении жизненных ситуаций поможет будущему взрослому выстоять и получить бесценный опыт для прохождения собственного пути.
В качестве примера упражнения, которое родители, социальные педагоги или психологи могут использовать для развития творческого начала в подростках, можно предложить следующее.
Упражнение «Рыбка»
Цель: повышение осознанности и осмысленности взгляда на собственную стратегию жизни, личные ценности. Выход на обсуждение того, какую же жизнь есть основания считать творческой и для чего человеку может быть нужна именно такая жизнь.
Время: 20-30 минут.
Ход упражнения: ведущий просит участников принять удобные позы, расслабиться, закрыть глаза, а потом не спеша, размеренно зачитывает инструкцию для визуализации, делая паузы в конце предложений.
Инструкция: «Представь себе, что переселение души в новое тело – это реальность. И вот тебе в следующей жизни досталось тело аквариумной рыбки. Весь твой мир – это аквариум, где ты живешь… Что ты за рыбка, как выглядишь? Какой у тебя аквариум, что в нем имеется? Комфортно ли тебе в нем? Кто еще, кроме тебя, живет там? Где стоит этот аквариум, что его окружает, что ты видишь через стекло? Мысленно поживи немного в этом аквариуме, осознай, что ты чувствуешь в таком положении… А теперь возвращайся в свою реальную жизнь, медленно открывай глаза…».
После выполнения визуализации участники могут нарисовать аквариум, который они себе представили. В групповом обсуждении участники демонстрируют свои рисунки и кратко комментируют их содержание.
Рефлексия:
- Как ты считаешь, почему у тебя возник именно такой образ жизни в аквариуме?
- Какие возникали эмоции и чувства, насколько комфортно было в этой воображаемой ситуации?
- Насколько похожа представленная тобой жизнь на то, что реально тебя окружает?
- Можно ли утверждать, что «жизнь в аквариуме» – это пример нетворческой жизни?
Ведь там все заранее известно, предсказуемо, от тебя почти ничего не зависит, выбраться за пределы этого мирка невозможно.
Может ли «рыбка» и в условиях жизни аквариума жить творчески, и если да, то зачем ей это нужно?
Источник литературы:
- Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание / А. Г. Грецов – «Питер», 2011.
Томенко С.С. ‒ ведущий специалист, психолог отдела психолого-методического сопровождения
Начальник отдела психолого-методического сопровождения С.В. Кривотурова