Диагностика эмоциональных отношений в семье
В психологической коррекции детско-родительских отношений особое место занимает эмоциональная сфера. Среди эффективных методов диагностики эмоциональных взаимоотношений матери и ребенка дошкольного возраста можно выделить «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ), разработанный Захаровой Е.И.
Инструкция: оцените справедливость следующих утверждений, используя пятибалльную шкалу:
- 5 – абсолютно верно;
- 4 – скорее всего это так;
- 3 – в некоторых случаях верно;
- 2 – не совсем верно;
- 1 – абсолютно неверно.
Опросник
- Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.
- Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.
- Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.
- Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.
- Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его.
- Воспитание ребенка – сложная проблема для меня.
- Я редко повышаю голос.
- Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить его характер.
- Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.
- Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания.
- Я легко могу успокоить моего ребенка.
- Чувства моего ребенка для меня загадка.
- Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.
- Часто я не могу разделить радость моего ребенка.
- Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он плохо себя ведет.
- Я многое хотел (а) бы изменить в своем ребенке.
- Мне нравится быть матерью (отцом).
- Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.
- Я часто глажу моего ребенка по голове.
- Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.
- Я жду пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.
- Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.
- Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.
- Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок.
- Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.
- Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.
- Ничто не мешает мне любить своего ребенка.
- Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.
- Мы с моим ребенком приятно проводим время.
- Я испытываю раздражение, когда ребенок буквально «липнет» ко мне.
- Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения.
- Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца.
- У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.
- Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.
- Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.
- Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.
- Я чувствую, что мой ребенок любит меня.
- Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.
- Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка.
- Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.
- Мне часто хочется взять ребенка на руки.
- Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать его.
- Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.
- Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.
- Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.
- Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.
- Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.
- Я очень устаю от общения со своим ребенком.
- Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.
- Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем ожидал (а).
- У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим ребенком.
- Я редко сажаю ребенка к себе на колени.
- Я часто хвалю своего ребенка.
- Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.
- Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.
- Мне тяжело понять желания моего ребенка.
- Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.
- Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.
- Я получаю удовольствие от общения с ребенком.
- Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.
- Мне удается научить ребенка, что и как делать.
- Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.
- Мой ребенок любит ко мне прижиматься.
- Я часто бываю строгой (строгим) со своим ребенком.
- Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе».
- Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.
Обработка результатов
Опросник направлен на выявление выраженности 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольного возраста, объединенных в три блока.
- Блок чувствительности:
- способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56);
- понимание причин состояния (13, 35, 57, 2, 24, 46);
- способность к сопереживанию (3, 25, 47, 14, 36, 58).
- Блок эмоционального принятия:
- чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26, 48);
- безусловное принятие (5, 27, 49, 16, 38, 60);
- отношение к себе как к родителю (17, 39, 61, 6, 28, 50);
- преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7, 29, 51, 18, 40, 62).
- Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:
- стремление к телесному контакту (19, 41, 63, 8, 30, 52);
- оказание эмоциональной поддержки (9, 31, 53, 20, 42, 64);
- ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21, 43, 65, 10, 32, 54);
- умение воздействовать на состояние ребенка (11, 33, 55, 22, 44, 66).
Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три из указанных в скобках) – согласие с данным утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества и три – отрицательный характер (вторая тройка утверждений, указанных в скобках). Согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качества.
Степень своего согласия с предложенными утверждениями человек должен выразить с помощью пятибалльной шкалы. Таким образом, родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, повышает достоверность полученной оценки.
Источники литературы:
- Захарова Е.И. Родительство как ресурс личностного развития в зрелости// Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы. – 2010. – №1. – С. 29-37.
- Захарова Е.И. Психология освоения родительства: науч. моногр. – М.: ИИУ МГОУ. – 2014. – 258 с.
Зернова Т.И. ‒ ведущий специалист, методист отдела психолого-методического сопровождения
Начальник отдела психолого-методического сопровождения С.В. Кривотурова