Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Диагностика психоэмоционального состояния ребенка

Дата публикации: 14-06-2023

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Среди эффективных методов диагностики и коррекции психоэмоционального состояния ребенка можно выделить методику «Волшебная страна чувств», разработанную Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеевой Т., и Фроловым Д.

Цель методики: исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Возраст: от 5 до 13 лет.

Инструкция 1: «Далеко-далеко, а, может быть, и близко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Вина, Грусть, Злость, Страх, Обида и Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем, каждое чувство живет в доме определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом … Каждый день, когда встает солнце, жители занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильны, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои дома разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда – всю краску унес ветер. У тебя есть цветные карандаши. Пожалуйста, помоги жителям и раскрась домики».

Инструкция 2: «Спасибо тебе от лица всех жителей. Ты восстановил страну. Настоящий волшебник! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Покажи им, где их домики. Закрась и подчеркни название чувства цветом, соответствующим цвету домика».

Инструкция 3: «Спасибо, ты не только восстановил страну, но и помог жителям найти свои дома. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Но как, же мы будем путешествовать по этой стране без карты? Ведь каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотри, вот карта страны чувств (психолог показывает картинку силуэта человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена. Только ты, как человек, восстановивший страну, можешь раскрасить карту. Для этого возьми, пожалуйста, свои волшебные карандаши. Они уже помогли тебе восстановить страну, теперь помогут раскрасить карту. Помести на ней Чувства, живущие в домиках, как тебе хочется».

Обработка результатов

При обработке результатов важно обращать внимание на следующее:

  1. все ли цвета были задействованы при раскрашивании домиков;
  2. адекватность подбора цвета при «заселении» чувств в домики;
  3. на распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека.

Символически силуэт человека делится на 5 зон:

  1. голова и шея символизируют ментальную деятельность;
  2. туловище до линии талии, исключая руки, символизируют эмоциональную деятельность;
  3. руки символизируют коммуникативные функции;
  4. тазобедренная область символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний;
  5. ноги символизируют чувство «опоры», уверенность в себе, возможность «заземления» негативных переживаний.

6-8 домиков (75%-100%) раскрашены адекватными цветами, распределены по «Карте страны» гармонично – норма психоэмоционального состояния.

3-5 домиков (38%-62%) раскрашены неадекватными цветами, распределение по «Карте страны» вызывает дисгармонию – уровень психоэмоционального состояния ниже нормы.

Таким образом, методика «Волшебная страна чувств» позволяет не только продиагностировать эмоциональную сферу ребенка, определить в каком актуальном эмоциональном состоянии ребенок пребывает, но и является хорошей коррекционной техникой, направленной на выброс и отреагирование негативных эмоциональных состояний, раскрытие ресурса личности, развитие саморегуляции, формирование умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения.

Источник литературы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – Спб.: ООО «Речь». – 2000. – 310 с.

Зернова Т.И. ‒ ведущий специалист, методист отдела психолого-методического сопровождения

Начальник отдела психолого-методического сопровождения С.В. Кривотурова