Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Профилактика эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы. Тактильная билатеральная стимуляция: упражнение «Объятия бабочки»

Дата публикации: 12-07-2023

Проблема синдрома эмоционального выгорания специалистов социальной сферы является актуальной проблемой на сегодняшний день, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное воздействие не только на самих сотрудников, но и на их самочувствие и на тех, кто находится рядом с ними.

Термин «эмоциональное выгорание» был введен американским психиатром X. Фрейденбергом в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Согласно Фрейденбергеру, эмоциональное выгорание является результатом истощения энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей.

Существуют различные взгляды на природу этого феномена, но большинство исследователей определяют выгорание как негативное психологическое явление, включающее в себя психоэмоциональное истощение, которое сопровождается чувством глубокой усталости и опустошенности, возникновением отрицательного, циничного либо безразличного отношения к субъектам деятельности, утратой профессиональной мотивации, связанной с ощущением некомпетентности и не успешности в работе.

Высокий ритм, планы, переработки, конфликты между сотрудниками, давление руководства, несправедливость оценки вклада и т.п., все это приводит к возникновению хронического стресса у персонала, и следствие потеря производительности труда, снижение вовлеченности, конфликты между сотрудниками. Многие сотрудники отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Реальная практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к рабочим обязанностям в течение 1-2-х лет.

Все это обуславливает острую необходимость работы с персоналом по профилактике эмоционального выгорания. Для снятия эмоционального напряжения могут использоваться разные виды билатеральной стимуляции. Предлагаем рассмотреть тактильную билатеральную стимуляцию: упражнение «Бабочка». Данное упражнение является техникой самопомощи для сотрудников социальной сферы, которую можно использовать, чтобы снизить стресс и привести себя в более спокойное состояние при столкновении с трудностью.

Как выполнять упражнение?

  1. Вспомните ситуацию за последнюю неделю, которая немного беспокоит вас. По шкале от 0 (полное безразличие) до 10 (максимальная степень дискомфорта) эта ситуация должна вызывать беспокойство не более, чем на 4-5. Например, это может быть неприятная поездка в транспорте или небольшое разногласие с коллегами.
  2. Представьте, какая картинка появляется, когда вы думаете об этой ситуации. Вспомните, какие мысли и чувства вы испытывали о себе, какие ощущения были в теле.
  3. Скрестите руки у себя на груди и начните попеременно левой и правой рукой слегка похлопывать себя по плечам с комфортной для вас скоростью. В это же время можете широко и быстро двигать глазами из стороны в сторону (это не обязательно). Продолжайте примерно 30-40 секунд. Затем сделайте глубокий вдох и выдох.
  4. Обратите внимание на то, какие чувства, мысли и телесные ощущения у вас появились. Заметьте все, что к вам приходит.
  5. И давайте сделаем еще один сет (повторить действия из шага 3). Похлопывайте себя по плечам и двигайте глазами (влево — вправо) в течение 50-60 секунд. Сделайте спокойный глубокий вдох и выдох.
  6. Отметьте, что изменилось. Возможно, у вас появляются другие мысли, новые ощущения в теле, или вы чувствуете изменения в эмоциональном состоянии. Обратите на это внимание.
  7. Снова начните попеременно похлопывать себя по плечам и двигать глазами (не нужно это делать синхронно вместе с глазами, просто продолжать). Выполняйте это около 60-65 секунд. Затем сделайте глубокий вдох и выдох.
  8. Заметьте, что изменилось на этот раз на уровне эмоций, мыслей и телесных ощущений. Например, вы можете почувствовать себя более спокойно. Это могут быть любые изменения (по любому из каналов когнитивному, соматическому или эмоциональному, они могут быть любыми, главное, чтобы что-то менялось), но важно, чтобы они были.
  9. Вернитесь к стрессовой ситуации, которую вы вспоминали (в самом начале упражнения в шаге 1). Подумайте, насколько изменилось ваше восприятие этой ситуации. Кажется ли она менее беспокойной, менее яркой? Возможно, она отдалилась? Заметьте этот эффект.
  10. В заключительный раз повторите похлопывание по плечам и движение глазами в течение 40-50 секунд. Сделайте глубокий вдох и выдох.
  11. Вернитесь к выбранной ситуации. Обратите внимание на то, как изменилось ваше состояние в целом, когда вы ее вспоминаете. Для кого-то она могла стать дальше, а для кого-то — менее беспокойной. Возможно, кто-то и вовсе может с трудом ее вспомнить. Вот такой эффект нам дает билатеральная стимуляция.

Выводы: Билатеральная стимуляция (БЛС) – стимуляция левого и правого полушарий мозга, которую мы выполняем движением глаз и похлопыванием. Такого рода самопомощь вы всегда можете оказать себе, если произошло что-то стрессовое. В зависимости от степени стресса на это может понадобиться порядка 4-5 сетов. Если более сильное потрясение, то лучше обратиться к специалисту.

Источник литературы:

  1. Н. А. Власов Руководство по EMDR/ДПДГ. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2020. — 512 с.

Руденко С.В. ‒ ведущий специалист, методист отдела психолого-методического сопровождения