Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Методика «Карта риска суицида» (модификация Л.Б. Шнайдер)

Дата публикации: 15-08-2024

Антивитальное поведение подростков включает в себя возникновение мыслей о возможном уходе из жизни, размышления и настроенность на реализацию задуманного. Своевременная и правильная диагностика помогает выбрать направление работы, то есть оценить объективность масштабов проблемы и прийти к выводу о необходимости или ненадобности привлечения узконаправленных специалистов.

Цель методики: определить степень выраженности факторов риска суицида у подростков.

Инструкция: анкету-опросник заполняет психолог по результатам свободной беседы с подростком.

Фактор риска Не выявлен Слабо выражен Сильно выражен
1. Биографические данные
1. Ранее имела место попытка суицида - 0,5 + 2 + 3
2. Суицидальные попытки у родственников - 0,5 + 1 + 2
3.  Развод или смерть одного из родителей - 0,5 + 1 + 2
4. Недостаток тепла в семье - 0,5 + 1 + 2
5. Полная или частичная безнадзорность - 0,5 + 0,5 + 1
2. Актуальная конфликтная ситуация
А – вид конфликта
1. Конфликт со взрослым человеком (педагогом, родителем) - 0,5 + 0,5 + 1
2. Конфликт со сверстниками, отвержение группой - 0,5 + 0,5 + 1
3. Продолжительность конфликта с близкими людьми, друзьями - 0,5 + 0,5 + 1
4. Внутриличностный конфликт, высокая внутренняя напряженность - 0,5 + 0,5 + 1
Б – Поведение в конфликтной ситуации
5. Высказывания с угрозой суицида - 0,5 + 2 + 3
В – Характер конфликтной ситуации
6. Подобные конфликты имели место ранее - 0,5 + 0,5 + 1
7. Конфликт отягощен неприятностями в других сферах жизни (учеба, здоровье и т.д.) - 0,5 + 0,5 + 1
8. Непредсказуемый исход конфликтной ситуации, ожидание его последствий - 0,5 + 0,5 + 1
Г – эмоциональная окраска конфликтной ситуации
9. Чувство обиды, жалости к себе - 0,5 + 1 + 2
10. Чувство усталости, бессилия, апатия - 0,5 + 1 + 2
11. Чувство непреодолимости конфликтной ситуации, безысходности - 0,5 + 0,5 + 2
3. Характеристика личности
А – волевая сфера личности
1. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений - 1 + 0,5 + 1
2. Решительность - 0,5 + 0,5 + 1
3. Настойчивость - 0,5 + 0,5 + 1
4. Сильно выраженное желание достичь своей цели - 1 + 0,5 + 1
Б – эмоциональная сфера личности
5. Болезненное самолюбие - 0,5 + 0,5 + 2
6. Доверчивость - 0,5 + 0,5 + 1
7. Эмоциональная вязкость («застревание» на своих переживаниях, неумение отвлечься) - 0,5 + 1 + 2
8. Эмоциональная неустойчивость - 0,5 + 2 + 3
9. Импульсивность - 0,5 + 0,5 + 2
10. Эмоциональная зависимость, потребность в близких эмоциональных контактах - 0,5 + 0,5 + 2
11. Низкая способность к созданию защитных механизмов - 0,5 + 0,5 + 1,5
12. Бескомпромиссность - 0,5 + 0,5 + 1,5

Для определения степени выраженности факторов риска высчитывается алгебраическая сумма, и полученный результат соотносится с приведенной ниже шкалой:

  • менее 9 баллов – риск суицида незначителен;
  • 9-15,5 баллов – риск суицида присутствует;
  • более 15,5 балла – риск суицида значителен.

Выявив с помощью «карты риска» предрасположенность к попытке суицида, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и поведении. Если итоговая сумма баллов превышает критическое значение или поведенческие особенности начинают усиленно проявляться, то рекомендуется обратиться к врачу психиатру за квалифицированной помощью.

Источник литературы:

  1. Алимова М.А., Суицидальное поведение подростков: методические рекомендации, Барнаул, 2014. – 100 с.

Галкина А.В. – ведущий специалист, методист отдела психолого-методического сопровождения

Ведущий специалист, психолог отдела психолого-методического сопровождения С.С. Томенко