Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Чем опасно рискованное поведение подростков?

Дата публикации: 10-03-2023

Мы живем в непростое время, где ребенка окружают много вещей, опасных для его жизни и здоровья. Неблагополучная социальная среда, психические и физиологические особенности переходного возраста – все это зачастую негативно влияет на те или иные увлечения, поступки и формы поведения подростка. Иногда сами родители и их дети не осознают опасность и негативность последствий многих видов рискованного поведения. Давайте вместе в этом разберемся.

Рискованное поведение – это поведение, которое возникает в результате воздействия тех или иных факторов риска и является явно или потенциально опасным как для самого ребенка, так и для окружающих его людей и общества в целом.

Важно понимать, что на проявление риска в поведении подростка, как правило, влияет:

  • подростковый максимализм;
  • отсутствие жизненного опыта;
  • любопытство и желание попробовать разные стороны «взрослой жизни»;
  • давление сверстников и друзей более старшего возраста.

Зачастую ребенок проявляет рискованное поведение потому, что в силу своего возраста он хочет самостоятельно или со сверстниками поэкспериментировать, лучше узнать себя и свои способности, попробовать разные стороны жизни, которые для него являются новизной, показать своему окружению, что он уже взрослый, самоутвердиться, продемонстрировать свою «крутость», «прикольность».

Важно знать, что к рискованному поведению относится:

  • курение табака, использование электронных сигарет, курительных смесей, вейпов и др.;
  • употребление алкоголя и наркотических средств;
  • опасные игры и спортивные занятия с высокой степенью травматизма (зацепинг, руфинг, паркур, акрострит, планкинг, джампинг, опасные селфи и др.);
  • эксперименты с лекарственными и психотропными веществами (транквилизаторы, антидепрессанты, клей, химические вещества и др.);
  • ранние беспорядочные сексуальные связи;
  • игромания (увлечение компьютерными и азартными играми, картами);
  • суициды и попытки суицида;
  • самоистязание, булимия, обжорство;
  • буллинг (физическая и психологическая травля) и кибербуллинг (травля в интернет-пространстве);
  • правонарушения (угон автомобилей, кражи, разбой, хулиганство и т.д.).

Все виды рискованного поведения подростков ведут к высоким показателям заболеваемости и травматизма, к смертности от внешних и внутренних причин, могут привести к потере трудоспособности и психическому расстройству. Правонарушения могут повлечь за собой административные и уголовные формы ответственности.

Родителям необходимо знать, что основными факторами развития рискованного поведения являются:

  • устойчивые алкогольные установки и наркомания в семье;
  • негативное или жестокое отношение к ребенку;
  • низкая эмоциональная привязанность родителей к детям;
  • бесконтрольность или гиперопека, чрезмерная требовательность;
  • противоречивое и бессистемное воспитание, равнодушие к ребенку.

Что делать, если ребенок проявляет риcкованное поведение или интерес к нему?

Во-первых, не спешите делать выводы и ругать подростка, понаблюдайте за ребенком, важно понять, чем вызвано его новое увлечение.

Во-вторых, проведите мониторинг социальных сетей, которые он использует, будьте внимательны ко всем словам и желаниям подростка.

В-третьих, подготовьтесь к беседе с подростком, покажите, что вы ему друг и готовы помочь, выслушать и понять, предложите альтернативу рискованным играм и увлечениям.

Подростку как альтернативу рискованным играм и увлечениям, можно предложить:

  • занятия легкой атлетикой, спортивной гимнастикой, акробатикой под руководством тренеров, для развития физических возможностей, ловкости, силы, выносливости и получения впечатлений (дайвинг, альпинизм, фигурное катание, лыжный спорт, футбол, волейбол и др.). Это вполне заменит травмоопасные спортивные развлечения;
  • занятия танцами, музыкой, рисование, лепка, конструирование и др. Данные занятия дадут возможность получить удовольствие от своих творческих и интеллектуальных возможностей, и позволят получить одобрение от других.

Чтобы избежать рискованного поведения подростков важно:

  • сформировать желание вести здоровый образ жизни, убедить в том, что быть здоровым сейчас модно и необходимо для самореализации себя в жизни;
  • развивать навыки и умения самостоятельно справляться со стрессами;
  • информировать о всех возможных последствиях рискованного поведения;
  • дать правовое воспитание с целью формирования ответственности за себя и других.

Родители, помните! Успех вашего воспитания и недопущение всех форм рискованного поведения подростков во многом зависит от вас. Организовывайте интересный досуг подростку, чтобы он увлекся полезными и интересными занятиями. Покажите собственный пример занятий увлекательным делом, творите вместе. А самое главное – любите своих детей, интересуйтесь их увлечениями и желаниями, направляйте их энергию на полноценное физическое, психическое и интеллектуальное развитие.

Удачи Вам в воспитании детей!

Литература

  1. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: пособие /М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 45 с.
  2. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 75 с.
  3. Леус Э.В. Психология трудных подростков (Электронный ресурс) / Леус Э.В. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. http://www. studentlibrary.ru/book/ISBN9785261008217.html
  4. Минин А.Я., Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи / А.Я. Минин, О.Ю. Краев; Под ред. проф. А.Я. Минина. – М.: Прометей, 2016. – 58 с.
  5. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков (Электронный ресурс) / Н.А. Рождественская – М.: БИНОМ, 2016. https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785985633771.html
  6. Семикин Г. И. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодежи (Электронный ресурс): Учеб. пособие / Г. И. Семикин, Г. А. Мысина, А. С. Миронов. – М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785703839270.html

Мухина И.Г. – главный специалист отдела информационно-методического сопровождения профилактической работы с семьями и несовершеннолетними