Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Чем опасно рискованное поведение подростков?

Дата публикации: 10-03-2023

Мы живем в непростое время, где ребенка окружают много вещей, опасных для его жизни и здоровья. Неблагополучная социальная среда, психические и физиологические особенности переходного возраста – все это зачастую негативно влияет на те или иные увлечения, поступки и формы поведения подростка. Иногда сами родители и их дети не осознают опасность и негативность последствий многих видов рискованного поведения. Давайте вместе в этом разберемся.

Рискованное поведение – это поведение, которое возникает в результате воздействия тех или иных факторов риска и является явно или потенциально опасным как для самого ребенка, так и для окружающих его людей и общества в целом.

Важно понимать, что на проявление риска в поведении подростка, как правило, влияет:

  • подростковый максимализм;
  • отсутствие жизненного опыта;
  • любопытство и желание попробовать разные стороны «взрослой жизни»;
  • давление сверстников и друзей более старшего возраста.

Зачастую ребенок проявляет рискованное поведение потому, что в силу своего возраста он хочет самостоятельно или со сверстниками поэкспериментировать, лучше узнать себя и свои способности, попробовать разные стороны жизни, которые для него являются новизной, показать своему окружению, что он уже взрослый, самоутвердиться, продемонстрировать свою «крутость», «прикольность».

Важно знать, что к рискованному поведению относится:

  • курение табака, использование электронных сигарет, курительных смесей, вейпов и др.;
  • употребление алкоголя и наркотических средств;
  • опасные игры и спортивные занятия с высокой степенью травматизма (зацепинг, руфинг, паркур, акрострит, планкинг, джампинг, опасные селфи и др.);
  • эксперименты с лекарственными и психотропными веществами (транквилизаторы, антидепрессанты, клей, химические вещества и др.);
  • ранние беспорядочные сексуальные связи;
  • игромания (увлечение компьютерными и азартными играми, картами);
  • суициды и попытки суицида;
  • самоистязание, булимия, обжорство;
  • буллинг (физическая и психологическая травля) и кибербуллинг (травля в интернет-пространстве);
  • правонарушения (угон автомобилей, кражи, разбой, хулиганство и т.д.).

Все виды рискованного поведения подростков ведут к высоким показателям заболеваемости и травматизма, к смертности от внешних и внутренних причин, могут привести к потере трудоспособности и психическому расстройству. Правонарушения могут повлечь за собой административные и уголовные формы ответственности.

Родителям необходимо знать, что основными факторами развития рискованного поведения являются:

  • устойчивые алкогольные установки и наркомания в семье;
  • негативное или жестокое отношение к ребенку;
  • низкая эмоциональная привязанность родителей к детям;
  • бесконтрольность или гиперопека, чрезмерная требовательность;
  • противоречивое и бессистемное воспитание, равнодушие к ребенку.

Что делать, если ребенок проявляет риcкованное поведение или интерес к нему?

Во-первых, не спешите делать выводы и ругать подростка, понаблюдайте за ребенком, важно понять, чем вызвано его новое увлечение.

Во-вторых, проведите мониторинг социальных сетей, которые он использует, будьте внимательны ко всем словам и желаниям подростка.

В-третьих, подготовьтесь к беседе с подростком, покажите, что вы ему друг и готовы помочь, выслушать и понять, предложите альтернативу рискованным играм и увлечениям.

Подростку как альтернативу рискованным играм и увлечениям, можно предложить:

  • занятия легкой атлетикой, спортивной гимнастикой, акробатикой под руководством тренеров, для развития физических возможностей, ловкости, силы, выносливости и получения впечатлений (дайвинг, альпинизм, фигурное катание, лыжный спорт, футбол, волейбол и др.). Это вполне заменит травмоопасные спортивные развлечения;
  • занятия танцами, музыкой, рисование, лепка, конструирование и др. Данные занятия дадут возможность получить удовольствие от своих творческих и интеллектуальных возможностей, и позволят получить одобрение от других.

Чтобы избежать рискованного поведения подростков важно:

  • сформировать желание вести здоровый образ жизни, убедить в том, что быть здоровым сейчас модно и необходимо для самореализации себя в жизни;
  • развивать навыки и умения самостоятельно справляться со стрессами;
  • информировать о всех возможных последствиях рискованного поведения;
  • дать правовое воспитание с целью формирования ответственности за себя и других.

Родители, помните! Успех вашего воспитания и недопущение всех форм рискованного поведения подростков во многом зависит от вас. Организовывайте интересный досуг подростку, чтобы он увлекся полезными и интересными занятиями. Покажите собственный пример занятий увлекательным делом, творите вместе. А самое главное – любите своих детей, интересуйтесь их увлечениями и желаниями, направляйте их энергию на полноценное физическое, психическое и интеллектуальное развитие.

Удачи Вам в воспитании детей!

Литература

  1. Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: пособие /М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 45 с.
  2. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 75 с.
  3. Леус Э.В. Психология трудных подростков (Электронный ресурс) / Леус Э.В. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. http://www. studentlibrary.ru/book/ISBN9785261008217.html
  4. Минин А.Я., Краев О.Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи / А.Я. Минин, О.Ю. Краев; Под ред. проф. А.Я. Минина. – М.: Прометей, 2016. – 58 с.
  5. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков (Электронный ресурс) / Н.А. Рождественская – М.: БИНОМ, 2016. https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785985633771.html
  6. Семикин Г. И. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодежи (Электронный ресурс): Учеб. пособие / Г. И. Семикин, Г. А. Мысина, А. С. Миронов. – М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785703839270.html

Мухина И.Г. – главный специалист отдела информационно-методического сопровождения профилактической работы с семьями и несовершеннолетними