Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Особенности деструктивного поведения детей подросткового возраста

Дата публикации: 06-06-2018

Проблема деструктивного поведения несовершеннолетних — одна из основных социально — психологических проблем современной науки.

Как отмечают многие исследователи данного явления, деструкции проявляются именно в подростковом возрасте, так как именно он является одним из сложных периодов в жизни каждого человека.

С каждым годом прослеживается тенденция к увеличению числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением. Отклонения в поведении подростков не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, педагогов, общественность.

Деструктивное поведение (лат. Destructio — «разрушаю»)- разрушительное поведение, отклоняющееся от социальных и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции.

Деструктивность неизбежно присутствует у каждого человека, однако обнаруживается, чаще всего в переломные периоды жизни. Особенно это относится к подросткам, так как сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой Я-концепции.

Период взросления может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонение в поведении возникает как бы внезапно. Так у вполне благополучного подростка неожиданно для окружающих вдруг появляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию.

Подростка, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты:

  • агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
  • склонность разрушать материальные предметы и вещи;
  • враждебность при общении;
  • желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
  • неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);
  • угроза жизни как чужой, так и собственной.

Разрушающее поведение — своеобразная защитная реакция на окружающий мир, имеет связь с нарушениями деятельности нервной системы и в основном связано с детскими переживаниями и желанием почувствовать себя более комфортно.

В группе риска находятся несовершеннолетние, которые растут в семье «повышенного риска». Таковыми являются: неполная семья, конфликтная семья, «асоциальная семья», формальная семья, «алкогольная семья», семья, в которой имеются душевнобольные родители. В таких семьях не создаются условия для полноценного развития личности подростка, им не хватает родительского внимания и поддержки.

Чаще всего, деструктивным формам поведения подвержены подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей, с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, депрессивные подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями, а также девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты.

Деструктивное поведение рассматривается как агрессивное, которое проявляется в действиях, базирующихся на агрессивности и направленные на причинении физического, морального или иного ущерба людям или другим объектам окружающего мира, сопряженные с насилием против них. Агрессивное поведение может быть направлено как на окружающих, так и на себя — аутодеструкция. Выделяют следующие типы деструктивной модели поведения несовершеннолетнего:

  • аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих веществ);
  • антисоциальный (противоправный);
  • фанатический (фанатическое влечения к чему-либо);
  • аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов);
  • суицидный (самодеструкция);
  • конформистский (приспособленчество);
  • нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность к оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему).

Для эффективной работы по коррекции деструкций у подростка необходим комплекс целенаправленного психолого-педагогического воздействия. Решение данной проблемы будет более успешным при комплексном взаимодействии:

  • психолога;
  • социального педагога;
  • педагогов и классного руководителя;
  • родителей;
  • других значимых людей в социальном окружении подростка.

Работа с подростком предполагает реализацию следующих направлений:

  • воспитание нравственно-правовой убежденности;
  • формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому себе;
  • развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой;
  • включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном подростком виде деятельности;
  • обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
  • организация психолого-педагогического влияния на мнение окружающих (семья, сверстники, педагоги, другие взрослые);
  • предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т.д.);
  • способствование заполнению пробелов в знаниях.

Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у подростка могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих и общества в целом.

Список использованной литературы:

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: учеб.пособие. – 2 изд., — СПб, Издательство Михайлова В.А., 1998. — 379 с.
  2. Гребенщикова Л. Г. К вопросу изучения деструктивного поведения и предрасположенности к нему у несовершеннолетних// Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб. Реноме, 2011. — С. 40-43.
  3. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения/под ред. В.А. Никитина. -М.: ВЛАДОС, 1996. – 147 с.
  4. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации. / Социс. 2003. — №4.- С. 95-98.
  5. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288с.
  6. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска.// Социс. 2003. — №4. — С.42-50.
  7. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990. – 224 с.
  8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/А.Е. Личко. — 2-е изд. — Л.: Медицина, 1983. — 255 с.
  9. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2004. – 160с.
  10. Рычкова Л.С. Психология отклоняющегося поведения: учебное пособие/Л.С. Рычкова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. – 134 с.
  11. Сидоров Н.Р. Психология девиантного поведения: новый взгляд // Вестник практической психологии образования. 2008. №2. – С. 47 – 51.

Микаелян Г.Г. — ведущий специалист, психолог консультативно-психологической помощи по телефону

Начальник отдела консультативно-психологической помощи по телефону Н.С. Белая