Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Мотивация родителей на совместную деятельность с детьми

Дата публикации: 06-06-2018

С момента появления на свет ребёнок ежесекундно познаёт окружающий мир. Он учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно в результате накопления им житейского опыта.

Самые близкие люди активно участвуют в процессе адаптации ребенка в мире. И прежде всего от них зависит, насколько успешным будет его взаимодействие с окружающими.

Специалист в работе с детьми и их родителями нередко сталкивается с трудностями, касающимися мотивации родителей на совместную деятельность с детьми. Дефицит общения нередко объясняется отсутствием у самих взрослых позитивного внутрисемейного опыта. Перед специалистом возникает ряд вопросов: как объяснить родителям, почему так важна совместная деятельность взрослых и детей; что нужно предусмотреть взрослым в общении с детьми и какие виды взаимодействия можно использовать. Рассмотрим обозначенные проблемы подробнее.

Родителям важно понять, что цель общения и взаимодействия с ребенком состоит в том, чтобы обеспечить его психическую защищенность, доверие к окружающему миру. Только они способны показать радости бытия (а это является важным условием для его психического здоровья). С самого раннего детства происходит развитие и формирование индивидуальности ребенка, закладываются жизненно важные знания, умения, навыки.

Благодаря участию взрослых у ребёнка появляется умение общаться с «себе подобными». Так возникает ощущение собственной значимости.Дети учатся проявлять свободную активность и инициативу. Это в дальнейшем влияет на самооценку, становление его собственной жизненной позиции.Постепенно прививается проявление добрых чувств и отношений со сверстниками и взрослыми.

Для повышения эффективности родителям необходимо овладеть теоретическими знаниями. Если они не будут чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, они не смогут его понимать, а значит – и правильно отвечать ему.

Чтобы грамотно выстроить общение с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Мотивировать родителей на взаимодействие с детьми специалист может через информационно-просветительскую деятельность. Это могут быть выступления на родительских собраниях, тематические вечера по вопросам воспитания и развития ребёнка, занятия в детско-родительских школах и клубах.

Активная форма взаимодействия старшего и младшего поколений – психологический тренинг. В нем должны участвовать и папа, и мама. Для результативности тренинг должен включать в себя 5 – 8 занятий. Как правило, он проводится психологом учреждения, и дает возможность родителям на время почувствовать себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др. Так, например, родительские тренинги готовятся в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

Наряду с групповыми формами работы специалист может проводить индивидуальное консультирование.

Педагогу или психологу важно донести до родителя информацию о том, каковы должны быть условия взаимодействия родителя и ребенка, что необходимо предусмотреть.

Во взаимодействии должны присутствовать принятие и понимание личности ребенка, также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Родители должны осознавать, чтобы любая совместная деятельность с ребенком была успешной, необходимо соблюдать следующие условия:

  • доброжелательность и позитивный настрой;
  • сотрудничество при взаимодействии (исключение манипуляций);
  • создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
  • использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми. Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно прежде всего примером самих родителей, взрослых. Хорошим результатом взаимодействия старшего и младшего поколений является проявление у детей свободы мышления, воображения, исчезновение страхов, появление чувства комфорта в незнакомой обстановке, а также появление единства физического и психического здоровья.

Какие виды взаимодействия с детьми может рекомендовать специалист родителям? Для этого подойдут самые разные виды деятельности. Например, такие:

  • коммуникативная (ежедневное доброжелательное общение, общение с учётом индивидуальных интересов ребёнка);
  • речевая (беседа, чтение фольклорных текстов наизусть, ситуативный разговор);
  • восприятие художественной литературы (чтение произведений, пересказы, рассматривание иллюстраций);
  • игровая (создание игровой ситуации, сама игра: ролевая, настольная, подвижная и т.д.);
  • познавательная (совместное дело, экскурсии и прогулки, знакомство с новым материалом: занимательные игрушки, ребусы, загадки, рассматривание старинных фотографий);
  • музыкально–художественная (танцы, музыкально–ритмические движения, художественно–творческая деятельность родителей, например, по оформлению страницы семейного фотоальбома);
  • спортивно–оздоровительная (совместное посещение спортивных занятий, туристические походы, подвижные, активные игры, выполнение оздоровительных процедур).

Мотивируя родителей на совместную деятельность с детьми, специалисту важно акцентировать внимание на проявление чувства искренней любви, заинтересованности и только потом – расширение сферы общения. Любовь, тёплые чувства и забота – самые мощные источники, определяющие психическое состояние ребенка, его здоровье. А недостаток взаимодействия приводит к отсутствию сформированного чувства оптимизма, уверенности в себе, поддержки, защищенности. Ближайшим психологическим следствием является ограничение любознательности, готовности к экспериментированию, бескорыстному исследованию мира.

Желаем успехов в работе!

Список источников:

  1. Екимова, В.И., Золотова Т.В, Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста. – М.: АРКТИ, 2008.
  2. Прохорова, О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. — СПб: КАРО, 2009.
  3. Чибисова, М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2009.

Л.М. Попова, ведущий специалистпсихолог отдела экстренной психологической помощи по телефону