Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Квадроберы с точки зрения психологии

Дата публикации: 25-02-2025

Квадробика стала популярна как самостоятельное движение в социальных сетях. Как правило, авторы роликов учат выполнять прыжки, делать маски, а также выкладывают видео с собой в роли животных.

Квадробика — это увлечение, в котором человек передвигается на четырех конечностях, имитируя движения животных. Название появилось из сочетания слов «квадро» («четыре») и «аэробика». Для одних детей — это безобидное хобби и игра, для других — образ жизни, который становится проблемой для родителей и окружающих.

Отношение российского общества к этому явлению в настоящее время можно назвать настороженным. Время от времени появляются новости о том, как подростки на четвереньках нападают на прохожих, неадекватно ведут себя, а полиция проверяет их сходки. В России уже звучат призывы эту субкультуру запретить.

Кто может быть особенно подвержен квадробингу? Дети и подростки, у которых есть трудности с привязанностью, с формированием своей идентичности, с принятием близкого окружения, с коммуникацией, с ответами на вопросы: «Кто я есть?», «Какие у меня интересы?», «Какое место я занимаю в жизни?».

Как пожар по сухой траве стремительно бежит при быстром ветре, так и мода на «превращение» в животных разбегается в среде детей и подростков нашей страны. Составляющая квадробики — костюмы животных. Их обязательная часть — маски и хвосты, по желанию добавляются перчатки и другие элементы одежды. Маски закрывают верхнюю половину лица, они могут быть выполнены из разных материалов (пластик, папье-маше), украшены мехом, стразами и лентами.

Какие же социально-психологические потребности могут удовлетворять дети в этом увлечении? Для начала обратимся к статистике, которая говорит, что квадробингу подвержены, в основном, дети 10-15 лет.
Для детей и подростков этой возрастной категории ведущими являются такие потребности:

  • принятие группой сверстников, определение своего места в ней;
  • участие в коллективной деятельности в подобной группе;
  • внимание к своему имиджу, внешности;
  • развитие навыков общения и сотрудничества;
  • самопознание и саморазвитие;
  • потребность в определённом уровне благосостояния;
  • избрание кумиров для подражания (при наличии неустойчивой идентичности — подверженность неблагоприятному влиянию);
  • интерес к полоролевой идентификации.

Какие из этих потребностей могут удовлетворяться посредством увлечения квадробингом?

  1. Принятие группой сверстников.

Объединяясь в группы, где участники одеты в униформу и ведут себя сходным образом (в данном случае — подражают поведению животных), подростки удовлетворяют эту потребность. Ни для кого не секрет, что стайки подростков всегда тяготели к особой форме одежды, отличающей их от взрослых и других сообществ подростков. Это не новый вид упрощенной кодировки «свой» — «чужой». В старые времена этому служили одежда, вышивки, аксессуары, язык, символы, ритуалы.

Что тревожит в квадробинге? Это то, что одежда и ритуалы не относятся к человеческому обществу.

  1. Участие в коллективной игре.

Признаки игры налицо. Но какие навыки отрабатываются в этой игре? Вряд ли навыки, которые потом помогут успешной социализации.

  1. Внимание к своему имиджу, внешности.

Маска скрывает лицо. При этом нет мучительного стыда, который испытывают более 90 процентов детей этой возрастной группы при виде своего отражения в зеркале, которое не соответствует рекламным стандартам. Но рано или поздно придется иметь дело с реальной внешностью и научиться выносить эту реальность без негативных чувств и попыток ее переделать... Как получить прививку от стресса, если не иметь дела с реальностью?

  1. Развитие навыков общения и сотрудничества.

Сотрудничество на уровне взаимодействия домашних, избалованных животных, от которых никакого сотрудничества жизнь и не требует, вряд ли подготовит к решению взрослых задач кооперации. Навыки общения у человека — совершенный и сложный инструмент, который нуждается в постоянной тренировке. А привыкнешь мяукать в общении — и в стрессе этот навык проявится.

  1. Самопознание и саморазвитие.

Изобразить себя, как кошку или собаку — заманчивая перспектива.

Как сказал кто-то из юмористов 20 века: «Хорошо быть кисою, хорошо — собакою!..». А там и продолжение весьма красноречивое. Что же в этом заманчивого? А завидно смотреть на домашних любимцев, которых ласкают, кормят и туалет убирают, и ничего не требуют от них — ни учиться, ни развиваться, ни убираться, ни отвечать за слова. Страх ответственности — чума 21 века...

  1. Насчет благосостояния — тоже тема интересная и малоизученная в связи с квадробингом. Кое-кто уже и рабочие места для таких граждан предлагает в рекламе. Но главное для ребенка, который так далеко еще не смотрит — на время отложить страх стать взрослым, который сам себя будет обеспечивать. Пока и так хорошо: родители с обеспечением справляются, пусть так всегда и будет. А я буду вечным ребенком, ведь как приятно помурлыкать и получить миску любимого корма, а к нему в придачу мягкую подстилку!
  2. Кумиры в наше время — лидеры просмотров в сети. Это почти приравнивается к легкому успеху, к популярности, к богатству. Каждому этого хочется. И СМИ предлагают легкий путь: чем чуднее, тем популярнее. И ничего учить не надо, и работать тоже не надо. Подражание таким кумирам — сладкая конфета для воображения подростков. Трудно этому противостоять.
  3. Интерес к противоположному полу не последний мотиватор в увлечении рискованными прыжками по травке в непринуждённых позах. Снимаются все ограничения надоедливой культуры, наступает полная свобода самовыражения.

Родителям подростков важно отследить момент, когда увлечение становится проблемой. Признаки: испортилась успеваемость в школе, ребенок интересуется только квадробикой, замыкается и перестает общаться с родителями. Тут есть тонкая грань: стремление к уединению — нормально для любого подростка. Но если такие перемены происходят очень резко и неожиданно, это может говорить о проблеме. Ребенок, слишком глубоко погрузившийся в субкультуру, может перестать общаться с прежними друзьями, с родителями и все свое время посвящать общению с другими квадроберами.

Не стоит волноваться, если квадробика для ребенка — просто характерная для определенного возраста игра со сверстниками, сопряженная с физической нагрузкой и элементами театрализованного представления. Дети заняты физической активностью на свежем воздухе, много двигаются, тренируются, чтобы стать выносливыми и это хорошо. Но когда невинное увлечение переходит границы игры и распространяется на повседневную жизнь, то игнорировать проблему нельзя.

Родителям имеет смысл бить тревогу, если ребенок всерьез воспринимает игру, погружается в нее так, что другие занятия для него перестают существовать. Некоторые квадроберы увлекаются настолько, что пытаются есть собачий корм, громко лаять или проявлять агрессию по отношению к другим людям в общественных местах.

Такое поведение в квадробинге уже является гипертрофированным и может наносить определенный вред как окружающим, так и здоровью самого ребенка.

Поэтому важно, чтобы хобби находилось под контролем родителей во избежание перегибов и крайностей.

Если ребенок начинает путать игру с реальностью и ведет себя максимально погружаясь в образ животного, психолог или психиатр помогут выяснить, почему возникли подобные отклонения и насколько они опасны. Не всегда речь идет о явных проблемах. Может быть ребенку не хватает внимания родителей, и он хочет стараться всеми способами привлечь его к себе. Или же такое поведение подростка — это попытка уйти от естественной социальной среды в вымышленный мир, «укрыться» от какого-то семейного конфликта или проблем в школе.

В квадробинге ребенок выбирает животное, на которое, как ему кажется, он похож. Или старается «присвоить» особенности и «черты», которых ему не хватает. Например, ребенок с мягким характером, по какой-то причине не способный выразить свою агрессию, выбирает образ волка или тигра, чтобы дать выход своим чувствам и эмоциям.

По мнению психиатров, к подобным увлечениям приводят тяжелые психические расстройства или отклонения в развитии. Например, кошек и собак порой охотно изображают дети или подростки, которые уже изначально имеют какой-либо психиатрический диагноз.

Родителям следует знать, что если у подростка уже есть нарушения психики, то такие увлечения ему противопоказаны. Подобное хобби может спровоцировать развитие бредового расстройства, когда пациент будет находиться в полной уверенности, что он и есть то животное, с которым себя ассоциирует.

При отсутствии психических проблем подростки прощаются с необычным хобби после 13–15 лет. Но есть люди, которые увлекаются переодеванием в животных в качестве игры и после совершеннолетия, при этом не имея никаких отклонений. По мнению психиатров, это зависит от степени зрелости личности, уровня инфантильности и особенностей характера.

Квадроберство, как явление, требует внимательного подхода. Увлечение может быть безобидным, но родителям важно следить за поведением подростка и вовремя реагировать на изменения. Поддержка и понимание со стороны родителей и окружающих могут сыграть ключевую роль в формировании здорового восприятия подростком себя и окружающего мира.

Родителям следует установить доверительный контакт с ребенком, чтобы выяснить, что именно его привлекает в новом увлечении. Предложить свои версии. Возможно, он ищет новые пути самовыражения или испытывает потребность в уединении. Родителям можно рассказать о себе и своих подростковых увлечениях, не бояться открытости. Открытое общение поможет родителям говорить с подростком на равных, понять, что стоит за его увлечением и как ему можно помочь.

Каждый случай уникален, и степень проблемы может варьироваться. Иногда подобное поведение может быть временным, связано с определенными жизненными обстоятельствами в настоящий момент. Однако не стоит игнорировать ситуацию, даже временное «квадроберство» может негативно сказаться на социальных навыках и психоэмоциональном состоянии ребенка в будущем.

Ведущий специалист, психолог отдела работы с приемными семьями С.Н. Катичева

Список используемой литературы

  1. Мельков А.Н. «Мама, я не квадробер. Я дампир!» Электронная книга.
  2. Кодекс поведения. URL обращения https://furtherconfusion.org/policies/ conduct/ (20.01.2024 12:15).
  3. «Квадробика: что такое, кто придумал, запретят ли в России». РБК Life. :URL обращения https://www.rbc.ru/life/news/664e35529a79474cead17153 29.01.13:45)