Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Почему родители возвращают приемных детей

Дата публикации: 22-04-2018

В последнее время все больше людей желают взять в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей. Однако одновременно с этим растет и число возвращенных детей.

Многие приемные родители переоценивают свои возможности или, наоборот, недооценивают запас собственных сил. Бывает семья «сдается» слишком рано, хотя, как говорят специалисты, можно было еще постараться. А случается, что ничего уже сделать нельзя, и семье самой нужна психологическая помощь, поддержка, реабилитация, чтобы восстановиться после случившегося.

Очень часто необдуманность, сиюминутность решения, инфантильная позиция приемных родителей не позволяет им полностью взять на себя ответственность за приход ребенка в семью и осознать его последствия. Зачастую они находятся в иллюзиях относительно того, насколько сложатся их взаимоотношения с приёмными детьми. А это и есть неготовность к тому, что в отношениях с приемными детьми могут возникнуть сложности.

Возврат из семьи – это всегда травма и для родителей, и для ребенка, имеющая последствия для их дальнейшей жизни. Многие родители, которые не справились с ролью приемных, чувствуют себя обманутыми: у них были прекрасные намерения, они старались, но ничего не получилось, ребенок не оправдал их ожиданий, не проявил благодарности.

Крадет, обманывает, абсолютно неуправляем… Шантажирует, склонен к насилию, вступает в ранние половые связи, мучит домашних животных, нападает на приемную мать, портит вещи, терроризирует всю семью…. Такие жалобы приемных родителей очень часто приходится слышать специалистам, сопровождающим такие семьи. И дело вовсе не в воровстве и отклоняющемся поведении приемного ребенка как таковом, а в реакции родителей. Жестокость приемного ребенка часто пугает их, вызывает непонимание, агрессию и бессилие. И тогда им становится трудно, а иногда и невозможно проявить к нему сочувствие, а это именно то, чего в свое время был лишен этот «жестокий» ребенок.

Значительное количество возвратов происходит из вполне внешне благополучных семей, где есть хороший материальный ресурс. Дело в том, что дети из учреждений, попавшие туда из неблагополучных,дисфункциональных семей, часто имеют задержки в развитии, особенности поведения и привычки, которые не приняты в среде многих приемных родителей. А родители судят о мире по себе и своему окружению. Они никогда не сталкивались ни с такими травмами, ни с агрессией, ни с воровством. И когда такие родители принимают в семью ребенка из учреждения, который имеет не одну травму – и пренебрежение его нуждами, и материнскую депривацию, и сексуальное насилие, пережитый голод, то разница между мировоззрением и образом жизни родителя и ребенка становится слишком большой.

Очень часто именно отсутствие нужных знаний в воспитании приемного ребенка приводит к тому, что родители не справляются. В течение длительного времени у них накапливается тяжелейшая усталость, возникают эмоциональные проблемы, и все это превращается в моральное истощение, в то время когда от них требуется колоссальный труд, терпение и много сил. К сожалению, душевных сил многих приемных родителей иногда хватает очень ненадолго.

Зачастую, потенциальные приемные родители ожидают от ребенка любви, благодарности, помощи по дому, успешной учебы. При этом забываются или не учитываются особенности жизни и развития ребенка, а также особенности протекания кризисных возрастных периодов. Часто не понимается то, что у многих из них отсутствует базовое доверие к миру, что эти дети особенные, поскольку пережили не одну сильную травму, расставшись с кровной семьей. В дальнейшем это ведет к серьезным нарушениям в эмоциональной сфере, что впоследствии нарушает их интеллектуальное развитие и познавательную активность.

Многие приемные родители не представляют себе этой проблемы и воспринимают усыновленного или приемного ребенка как обычного. Чаще всего родители сталкиваются с серьезными поведенческими отклонениями у приемного ребенка. Но ребенок не виноват в том, как он себя ведет. Скорее всего, его поведение таким и должно быть в этот период. Его когда-то бросили, предали, теперь ему сложно кому-то доверять. Отклоняющееся от нормы поведение – это демонстрация огромной внутренней боли.

Ребенку непонятно, как дальше сложится его жизнь, бросят его опять или нет. Он живет в постоянном страхе перед возможным новым предательством и во всем происшедшем винит себя. Ребенку страшно привязываться к приемным родителям, ведь они тоже могут «сдать» его в детский дом. Такие дети нередко сами подсознательно провоцируют конфликт, чтобы довести ситуацию до конца, вернуться в детский дом и тогда уже ничего не бояться. А когда такого ребенка берут родители без опыта, они часто не осознает, что такое отношение к миру и людям – не суть ребенка, а последствия его травмы. Бывает, что ребенок настолько травмирован, пережил не один разрыв привязанности, что ему очень сложно создатьновую, а иногда даже невозможно. Чаще всего дети попадают в приемную семью с комплексной травмой. И даже специалистам бывает трудно отделить, где последствия одной травмы, а где другой.

Часто приемный ребенок отклоняющимся от нормы поведением испытывает мир, к которому у него не сформировано доверие. А родителям кажется, что он испытывает их терпение. И они решают, что просто больше не могут с этим справиться: «Раз он это делает, то я этого не вынесу, я с этим жить не смогу».

Иногда возвраты происходят в случае сексуализированного поведения ребенка, хотя причина такого поведения вообще никакого отношения к сексу не имеет. Она одна – дефицит любви, ласки и огромная тревога. Травма рождает тревогу, а она всегда требует выхода. Например, ребенок пяти лет, вышедший из семьи, где при нем мама занималась проституцией, не понимая, как окрашены эти действия, занимался публичной мастурбацией уже в первые месяцы нахождения в семье. Приемная мать не могла этого выносить, говорила, что он делает это специально, чтобы вывести ее из себя, зная, как ей противно и плохо от этого. «Какой он подлый! – говорила она о ребенке. – Он меня этим оскорбляет как женщину, я все могу простить, а подлости не могу».

Ребенок демонстрирует сексуализированное поведение приемным родителям в надежде, что они помогут разобраться, как-то переварить этот травматичный опыт, с которым он не знает как справиться. И самое плохое, что может случиться с ним в приемной семье, – если на лицах родителей он увидит презрение, непринятие, подтверждающее его и так очень низкое мнение о себе.

В процессе воспитания приемного ребенка могут всплывать и собственные непроработанные детские травмы самого приемного родителя, «свое внутреннее сиротство», начинают активно переживаться ситуации из прошлого, травмирующий опыт отношения со своими родителями. Вся злость на своих детейиз-за которой беспокоятся родители, происходит из злости их травмированного внутреннего ребенка. Важно вовремя распознать родительскую травму и при угрозе возврата ребенка обратиться за помощью к специалистам и работать не столько с ребенком, сколько с родителями.

А большинство приемных родителей из тех, кто отказались от ребенка, с его помощью намеревались решить свои проблемы. Наиболее частый мотив – отсутствие своих детей. Берут его больше для себя, а не для того, чтобы помочь травмированному ребенку. И если основной мотив эгоистичен, то очень велика вероятность отказа от ребенка.

В процессе подготовки кандидаты в приемные родители изъявляют, желание принять ребенка со всем его прошлым. Но как показывает практика – это получается далеко не у всех. Таким родителям важно осознать, что для них важнее – иметь статус приемного родителя или действительно быть им.

Список литературы:

  1. ОслонВ.Н. Жизнеустройство детей-сирот:профессиональная замещающая семь. М.: Генезис, 2006.
  2. ПоставневВ.М. Психологические предикторы результативностиприемного родительства. Вестник МГПУ. М.: Серия «Педагогика и психология». 2012. – № 4.
  3. Солонченко С. С. Возврат детей из приемных семей. Анализ ситуации. М.: Молодой ученый, 2017.- №15.
  4. Интернет-ресурс https://soznatelno.ru/
  5. Интернет-ресурс https://www.miloserdie.ru/

Ведущий специалист, психолог отдела работы с приемными семьями: Катичева С.Н